Классификация природных специализаций как научное основание типологии Майерс-Бриггс (MBTI)
Аннотация: Статья посвящена сопоставлению типологии Майерс-Бриггс (MBTI), основанной на психологических характеристиках личности, с классификацией природных специализаций (КПС), опирающейся на нейрофизиологические особенности нервной системы. Цель сопоставления – научное обоснование MBTI. Установлено, что основные функции MBTI взаимосвязаны с классическими природными специализациями следующим образом: ощущение – Искатель; интуиция – Аналитик; мышление – Синтетик; чувство – Реализатор. Дихотомия «экстраверсия / интроверсия» MBTI соответствует дихотомии «конкретный (правополушарный) / абстрактный (левополушарный)» КПС. Дихотомия «афферентный / эфферентный» КПС в MBTI разделена на две частные дихотомии «мышление / чувство» (для интероцептов) и «интуиция / ощущение» (для экстероцептов). Установлена взаимосвязь шестнадцати типов MBTI с шестнадцатью интегральными специализациями КПС. Выявлено структурное сходство MBTI и КПС при разном уровне содержания – психологическом и биологическом. Это позволяет рассматривать MBTI как частный, психологический уровень более широкой нейрофизиологической модели КПС.
Содержание не найдено
Библиографический список:
1. Myers I.B., McCaulley M.H., Quenk N.L., Hammer A.L. MBTI Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers Briggs Type Indicator. – Palo Alto: Consulting Psychologists Press. – 1998. – 420 с.
2. Афанасьева И.Ю., Извольская И.В. Модель К. Юнга и современные стили обучения // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – 2013. – № 8. – С. 27-37.
3. Крутько И.С., Попова Н.В., Сенук З.В., Пономарев А.В. Взаимосвязь успешности обучения с когнитивными и личностными компонентами студентов-превентологов: психологический аспект // Профессиональное образование и рынок труда. – 2023. – № 1 (52). – С. 107-122.
4. Легостаева Е.С., Чаликова О.С., Архипова В.А. Взаимосвязь особенностей интеллекта и академической успеваемости у студентов различных психологических типов // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 6. – С. 138-143.
5. Миронов И.П., Белозерова Т.А. Применение компетентностного подхода в образовании бакалавров технического вуза в рамках реализации профориентационного проекта // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. – 2018. – Т. 9, № 4. – С. 17-26.
6. Суворова О.В., Тушева И.И. Когнитивно-личностные предикторы информационной культуры студентов технического вуза // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-2. – С. 293-296.
7. Завьялова Е.К., Посохова С.Т., Лисовская А.Ю., Соколов Д.Н. Кто в России учится управлению: особенности личности слушателей образовательных программ "Мастер делового администрирования" // Организационная психология. – 2021. – № 1. – С. 162-187.
8. Завьялова Е.К., Посохова С.Т., Лисовская А.Ю., Соколов Д.Н. Особенности Я-концепции слушателей программ дополнительного обучения в сфере менеджмента. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2022. – № 21 (2). – С. 167-186.
9. Емельянова Э.Л. Измерение мягких навыков в образовательном и профессиональном контекстах: проблемы и возможные пути их решения // Профессиональное образование и рынок труда. – 2025. – № 1 (60). – С. 109-119.
10. Выскочков В.С. Факторная модель потенциала креативного лидерства в контексте социально-психологического портрета студентов младших курсов гуманитарных специальностей // Педагогика и просвещение. – 2020. – № 4. – С. 173-185.
11. Мосенков В.С. Анализ взаимосвязей между психологическими характеристиками специалиста при профессиональной переподготовке для работы в сфере педагогики высшей школы // Вестник Санкт-Петербургского научноисследовательского института педагогики и психологии высшего образования. – 2024. – № 4 (12). – С. 19-24.
12. Кабрин В.И., Выскочков В.С., Прудовиков И.О., Полякова О.Р. Коммуникативные и личностные контексты потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных и естественнонаучных направлений образования // СибСкрипт. – 2020. – № 2 (82). – С. 426-436.
13. Миронов И.П., Белозерова Т.А. Профориентационная работа в вузе - составляющая процесса самопознания личности первокурсников в новых социально-экономических условиях // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 8-22.
14. Забокрицкая Л.Д., Оре
Поэтому Искатели и Аналитики относятся к экстероцептам – людям с приоритетной соматической (внешней) нервной подсистемой. У них преобладает ориентация на внешние факторы, они хорошо отслеживают внешние сигналы, события, явления.
Аналитики и Синтетики относятся к афферентам – людям с приоритетной афферентной (входной, воспринимающей) нервной подсистемой. У Аналитиков преобладает ориентация на восприятие внешних (соматических) ощущений, а у Синтетиков – внутренних (висцеральных) входных сигналов. Для постороннего человека поведение, настроенного на восприятие, афферента часто выглядит как пассивность.
Искатели и Реализаторы относятся к эфферентам – людям с приоритетной эфферентной (выходной, исполнительной) нервной подсистемой. У Искателей преобладает ориентация на выдачу внешних (соматических) выходных сигналов, регулирующих деятельность скелетной мускулатуры, а у Реализаторов – внутренних (висцеральных) выходных сигналов, управляющих работой внутренних систем и органов тела