Изучение методов решения логических задач, встречающихся в математической грамотности
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».Одним из видов является математическая грамотность. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В КУРСЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ...................................
1.1 Изучение и анализ логических задач в математической грамотности.......................................................................................
1.2 Тематическое планирование к учебникам Республиканского комплекта ..........................................................................................
2 МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.............................................................................
2.1 План факультатива для обучения решению логических задач встречающихся в математической грамотности..........................
2.2 Элементы комбинаторики. Поурочный разработка.................... ..........................................................................................................
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ .................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ ......................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеева О.В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике: Автореферат дисс.канд. пед. наук М., 2000.- 19 с.
Артамонов М.А. Элементы логики в курсе математики средней школы. Львов, 1957.
П.Болтянский В.Г. Использование логической символики при работе с определениями // Математика в школе. 1973. № 5. С. 45-50.
Болтянский В.Г. Как устроена теорема? // Математика в школе. 1973. № 1. С. 41-49.
Высокий Б.Ф. Факультативный курс по изучению понятий логики // Математика в школе. 1977. № 4. С. 48-52.
Драбкина М.Е. О системе целенаправленных упражнений для формирования некоторых логических понятий при изучении математики в средней школе и педагогическом вузе: Автореферат дисс.канд. пед. наук-Минск, 1971.-22 с.
Ежкова В.Г. Методические аспекты освоения логических конструкций языка школьной математики: Автореферат дисс.канд. пед. наук М., 1999. - 20 с.
Капиносов А.Н. Методика формирования умений проводить доказательные рассуждения при обучении математике в 4-5 (5-6) классах: Автореферат дисс.канд. пед. наук-М., 1988. 16 с.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубеж. опыта). М.: Знание, 1989. - 75 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; № 6)
Кольман Э.Я., Зих О. Занимательная логика. М.: «Наука», 1966.
Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвещение, 1977.
Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть II. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. М.: Просвещение, 1977.
Кузьминский М.И. Элементы логики в преподавании геометрии // Математика в школе. 1953. № 1. С. 39-43.
Павлов В.А. О контроле за усвоением учащимися элементарных логических понятий // Математика в школе. 1975. № 4. С. 33-34.
Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. Ушинского, 1994, 63 с.
Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления. Современная школа требует от ребенка, который начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств. Поэтому формирование у школьников и у любого человека математической грамотности является актуальной. «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. И это высказывание актуально в наши дни.Проблеме формирования у школьников логических знаний и умений на уроках математики и на факультативных занятиях по математике посвящены работы О.В. Алексеевой [1], М.А. Артамонова [2], В.Г.Болтянского [3-4], Б.Ф. Высокого [5], М.Е. Драбкиной [6], В.Г. Ежковой [34], В.И. Игошина [8-9], Л.А. Калужнина [10], А.Н. Капиносова [11], Т.А. Кондрашенковой [12], И.Л. Никольской [13], Ф.Ф. Притуло [14], А.А. Столяра [15-16], А.И. Фетисова [17] и др.Отметим, что предложенный работы Т.А. Кондрашенковой, А.Н. Капиносова, О.В. Алексеевой, И.Л Никольской подход носил обобщенный и требовал конкретизации. В итоге предложенные методики были направлены на формирование и развитие у школьников только логических умений.Главным становится «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».Одним из видов является математическая грамотность. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий