Основы организации автоматизации бюджетного процесса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что основной проблемой, возникающей в результате расширения объёма контрольных полномочий органов Федерального казначейства, является несовершенство законодательства в области государственного финансового контроля. Изменения в структуре контрольных функций Федерального казначейства повлекли за собой и трансформацию критериев оценки эффективности их исполнения. Следует отметить, что раньше, основными показателями результативности казначейского финансово-бюджетного контроля являлись количество проведенных проверок, количество выявленных нарушений, а также соответствие санкций, применённых к нарушителям, характеру нарушений. В результате корректировок контрольных функций органов Федерального казначейства в качестве базовых критериев эффективности контроля стали рассматриваться количество предупреждённых финансово-бюджетных правонарушений, возможность реализации риск-ориентированного подхода.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы организации автоматизации бюджетного процесса7
1.1 Социально-экономическая значимость управления информационными потоками на всех уровнях организации бюджетного процесса7
1.2 Понятие и основные принципы организации автоматизированной информационной системы10
1.3 Этапы и направления автоматизации бюджетного процесса15
2 Анализ и оценка результатов автоматизации бюджетного процесса 24
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета по доходам 24
2.2 Анализ исполнения расходов федерального бюджета28
2.3 Анализ автоматизации бюджетного процесса РФ33
3 Основные направления повышения автоматизации бюджетного процесса РФ 37
3.1 Перспективы развития информационных систем и технологий Федерального казначейства37
3.2 Пути обеспечения информационной безопасности Федерального казначейства39
3.3 Меры по повышению автоматизации бюджетного процесса РФ43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 262-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О Концепции информатизации Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Решение Коллегии Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 10-2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Бюджетная система Российской Федерации: учебник [Текст] / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург: Издво Урал. унта, 2019. – 356 с.
6. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник и практикум для СПО / под ред. Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 381 с.
7. Глазунова, О. В. Цифровизация в сфере управления общественными финансами [Электронный ресурс] / О.В. Глазунова, В.С. Глазунова // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2020. - №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-sfere-upravleniya-obschestvennymi-finansami
8. Каратаева, Г.Е., Чернова С.В. Цифровая трансформация бюджетного процесса в России [Текст]/ Г.Е. Каратаева, С.В. Чернова // Вопросы инновационной экономики. – 2021.– № 3. – С. 943-960.
9. Двинских, Д.Ю. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества [Текст] / Д.Ю. Двинских, Н.Е. Дмитриева и др. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 43 c.
Проведение в последние десятилетия бюджетных реформ в России и в большинстве развитых странах направлено на усовершенствование бюджетного процесса, связанного с переходом к новым формам финансирования бюджетных услуг, к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, к программно-целевому распределению расходов бюджета. В связи с этим необходимо осуществление постоянного мониторинга оценки эффективного распределения расходов и возможности быстрого получения информации для анализа результативности деятельности. Решением обозначенных задач являются информационные технологии в сфере поддержки бюджетного процесса, выступающие в роли эффективного механизма его правового регулирования. В науке финансового права отмечались многогранность и значение информационного финансово-правового воздействия, и, в частности необходимость применения информационных технологий в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета. Анализируя экономическое развитие европейских стран, можно заключить, что именно потенциал информационных технологий, реализуемый в бюджетной сфере, приносит этим странам экономические приоритеты.