Закономерность содержательно-технологических и коммуникационных характеристик медиатекстов в «Вконтакте»
Аннотация: в исследовании предпринята попытка выявления закономерности содержательно-технологических и коммуникационных характеристик вовлечения аудитории аккаунтов СМИ Республики Татарстан в социальной сети «ВКонтакте». Применены качественный и количественный контент-анализ, лексический и функциональный анализ. Выявлена обратная пропорциональность количества подписчиков к уровню вовлеченности. В случаях отдельных изданий были определены следующие стратегии вовлечения: функциональное деление контента одного издания по разным сообществам, использование актуальных и функционально релевантных мультимедиа, прямые призывы к реагированию, публикация сообщений читателей.
Ключевые слова: социальные сети, СМИ, медиатекст, вовлечение, новые медиа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Симкачева М. В. Взаимодействие журналистики и социальных сетей: отечественный научный дискурс / М.В. Симкачева // Медиатолерантность– 2022: сборник трудов научно-практической конференции. 2023. С. 205 – 225.
2. Кушербаева Д. А., Машкова С. Н. Продвижение СМИ в социальных сетях /Д.А. Кушербаева, С.Н. Машкова //Поколение независимости: ценностные ориентиры и перспективы: сборник трудов научно-практической конференции. 2021.
3. Колесниченко А. В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. №. 1. С. 51 – 74.
4. Скрипка И. Р. Электронные СМИ и социальные сети в политике: европейский опыт /И. Р. Скрипка //Современная Европа. 2021. №. 4. С. 184 – 193.
5. Добросклонская Т. Г. Медиатекстология: системный подход к изучению форматно-жанрового разнообразия современной медиаречи /Т. Г. Добросклонская, Н. Б. Смольская //Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. №. 4. С. 118 –135.
6. Крашенинникова М. А. Традиционные СМИ и социальные медиа: диалектика социальных конфликтов (2021-2022) /М.А. Крашенинникова, Э.С. Никольская //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2022. №. 5. С. 103 –135.
7. Swart J. Tactics of news literacy: How young people access, evaluate, and engage with news on social media /J. Swart //New Media & Society. 2023. Vol. 25. No. 3. Pp. 505 –521.
8. Dvir-Gvirsman S. Understanding news engagement on social media: A media repertoire approach /S. Dvir-Gvirsman //New Media & Society. 2022. Vol. 24. No. 8. Pp. 1791 – 1812.
9. «Правила применения рекомендательных технологий социальной сети ВКонтакте»// ВКонтакте [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: https://vk.com/legal/recommendations/
10. Першина Е. Д. Взаимодействие аудитории с контентом СМИ в социальных сетях: опыт российских массмедиа /Е.Д. Першина //Меди@льманах. 2022. №. 1 (108). С. 77 – 87.
11. Грабельников А. А. Процесс адаптации контента интернет-газеты Lenta. ru к пространству социальных сетей /А.А. Грабельников, Е. Чжеюань //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2022. Т. 27. №. 1. С. 189 – 199.
12. Носовец С. Г. Типы подводок к новостному медиатексту СМИ в социальных сетях /С. Г. Носовец //Коммуникативная культура: история и современность: сборник трудов научно-практической конференции. 2021. С. 319 – 322.
13. Бояринцева К. А. Особеннос
Процедура качественного анализа включает лексический анализ и содержательно-тематический анализ. Анализ лексики по тональности и стилистической уместности используется в большинстве исследований, затрагивающих язык СМИ. Лексический и содержательно-тематический анализ медиатекстов рассматриваются как методологические аспекты медиалингвистики [19, с. 149], и в нашем исследовании в рамках качественного анализа внимание обращено, в частности, на соответствие лексики тематике и проблематике. Тональность лексики определялась посредством поиска в тексте положительно или отрицательно заряженных лексем.
Хронологические рамки исследования: 9 февраля 2024 – 11 марта 2024.
По завершении предварительного анализа групп «ВКонтакте» выбранных изданий посредством сервиса LiveDune были получены