Об особенностях регулирования пространственной ценовой дискриминации в Российской Федерации

В научной статье рассматриваются особенности регулирования пространственной ценовой дискриминации в Российской Федерации. В частности, освещаются вопросы теоретических основ пространственной дискриминации, нормативного определения и отмечаются проблемы ценовой дискриминации.
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
26.08.2022
Объем файла
29 Кб
Количество страниц
6
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Пространственная ценовая дискриминация – такой вид ценовой дискриминации, при которой фирма устанавливает цены для потребителей разных регионов, не пропорциональные затратам на доставку. Чаще всего пространственная ценовая дискриминация проявляется в виде установления единой цены, тем самым занижая реальную стоимость покупки для потребителей дальних областей и завышая ее для тех, кто расположен рядом. Такое поведение является способом привлечения отдаленных покупателей.

Впервые пространственная ценовая дискриминация была выделена в 1937 году экономистом Эдгар М. Хувер [1]. Он рассмотрел ситуацию дискриминации потребителей на основании их местоположения для расширения географических границ рынка фирмы. Однако в том же году его статья получила критику и была дополнена другим экономистом Х. В. Зингером [2]. По его мнению, М. Хувер показывает, что наличие транспортных издержек может побудить продавца устанавливать ФОБ цены против покупателей на дальних расстояниях в пользу ближних потребителей. В то время как Зингер считает, что все покупатели имеют идентичные графиков спроса и одинаковую эластичность.

Многие другие ученые также занимались исследованием данного направления. М. Гринхут и Х. Охта [3] рассмотрели случай пространственной ценовой дискриминации для линейных кривых спроса и показали, что при единых ценах ФОБ производитель будет получать меньший объем выпуска, чем при осуществлении пространственной ценовой дискриминации. При этом более высокий объем общего выпуска приводит к более высокому уровню благосостояния.

Содержание не найдено

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Hoover, Edgar M. (1937) Spatial Price Discrimination. The Review of Economic Studies, vol. 4, no. 3, pp. 182–191.
Singer, H. W. (1937) A Note on Spatial Price Discrimination. The Review of Economic Studies, vol. 5, no. 1, pp. 75–77.
Greenhut, M. L., Ohta, H. (1972) Monopoly Output Under Alternative Spatial Pricing Techniques. The American Economic Review, vol. 62, no. 4, pp. 705–713.
Holahan, William L. (1975) The Welfare Effects of Spatial Price Discrimination. The American Economic Review, vol. 65, no. 3, pp. 498–503.
Beckmann, Martin J. (1976) Spatial Price Policies Revisited. The Bell Journal of Economics, vol. 7, no. 2, pp. 619–630.
Вострикова, Е. О. Ценовая дискриминация: пространственный аспект // Альманах современной науки и образования. – 2007. – № 4. – С. 51-59.
Phlips, L. (1983) The Economics of Price Discrimination. Cambridge University Press, pp. 24-34.
О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. Закон : от 26 июл. 2006 г. № 153-ФЗ : в ред. От 16 фев. 2022 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
Агапова Е.В., Смирнова О.О., Елагина А.С. Оценка показателей ценовой дискриминации на олигопольных рынках сырьевых товаров Российской Федерации – 2015.
Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://br.fas.gov.ru/?modalShown=&text=&law=52011&law=52008&case_number=&start_date=01.01.2019&finish_date=12.03.2022&type=0 (Дата обращения: 28.03.2022).
Шаститко А.А. Ценовая дискриминация: экономическая теория и практика правоприменения // Современная конкуренция. – 2018. – №6 – С. 72.
Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке [Текст] : утверждено Приказом ФАС России от 28 апр. 2010 г. № 220 в ред. От 12 мар. 2020 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».

Но фирма, расположенная вне базисного пункта, должна включать пониженный фрахт, чтобы обслужить потребителя, расположенного в базисном пункте, при этом она должна включать фиктивный фрахт потребителю, находящемуся у ее дверей.
Третья практика, которую обозначил Л. Флипс – несистематическое использование пониженного фрахта в системе, где фирмы обычно устанавливают цены ФОБ. Она принимает форму включения пониженного фрахта в цену поставки отдельным потребителям, особенно расположенным за пределами рыночной области данной фирмы, которая возникает из привязанности к ценообразованию ФОБ.
Законодательство Российской Федерации содержит запреты, ограничивающие деятельность фирм, занимающих доминирующее положение на рынке (монополий). 

Похожие работы