Национальный образ мира в поэзии М. Атабаева
Статья посвящена исследованию поэзии народного поэта Дагестана М. Атабаева с точки зрения отражения в ней национальной картины мира. Для определения новаторства поэта в тематическом аспекте в статье рассмотрены особенности использования в произведениях фольклорных образов, что, в свою очередь, раскрывает глубинные тайники национального самосознания, этнической ментальности и выражает определенную этническую картину мира. Автор статьи утверждает, что на формирование культуры любого этноса влияют такие факторы, как история, среда обитания, традиции и т.д. Поэт впервые в кумыкской поэзии тонко и проникновенно воспел родную природу – не отвлеченно, не отстранено, а в состоянии нерасторжимости и слиянности с личностью. Проникновенные стихотворения, посвященные рекам Яхсайсув и Терек, определены в статье как крупное эстетическое и философское открытие. М. Атабаев своим творчеством сумел наиболее полно представить особенность мировосприятия, образа мышления кумыкского народа, хранящего в своем сознании этническую память.
Ключевые слова: творчество, этнос, мировосприятие, категория памяти, цикл, тема, фактор, философская глубина, народность, традиции.
Библиографический список
1. Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия. М.: Институт Ди-Дик, 1999.
2. Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998.
3. Чамсединова Г.Ш. Фольклорные традиции в поэзии М.Атабаева // Общественные науки. М., 2016: 172-176.
4. Пушкин – критик. / Сост. Н.В. Богословский. М.: ГИХЛ, 1950.
5. Белинский В. Полн. собр. соч.: В 3-х т. М.: ГИХЛ. Т.2, 1948. 929 с. URL – vk.com›wall-61771654_9936 (дата обращения: 24.06.2023).
6. Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998.
7. Атабаев М. Елдаман (В пути). Махачкала: Даг. кн. из-во, 1966.
8. Дементьев В. Размышления о жизни и творчестве. М.: Эльбрус, 1988.
9. Атабаев М. Юлдузлу берк (Папаха со звездой). Махачкала, 1984.
Национальный образ мира связан с категорией народности. «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии, – указывает А. Пушкин, – есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу» [4, с. 109]. По высказыванию Пушкина, народность литературы и как ее составляющая – народность писателя основываются на особенностях национальной жизни. Это обстоятельство приводит к мысли о том, что категория «народность» – субстанция непостоянная, содержание и грани ее меняются соответственно смене эпох и обстоятельств, социально-политическим и нравственным переменам в общественной жизни. Это процесс подвижный, обновляющийся. В статье «Литературные мечтания» (1834) великий критик «народност