Старообрядчество в истории и культуре Самарского края
Введение
Старообрядчество как религия, как образ жизни сохранило себя и по сей день. Это ответвление православия всегда привлекало исследователей, но часто им приходилось рассматривать его с позиции политического строя, а также под давлением ведущей православной церкви. Современность терпимее относится к различным явлениям в обществе, поэтому изучение культуры старообрядцев стало более независимым и объективным. Так, на примере старообрядцев Самарского края нами предпринята попытка показать процессы, происходящие в старообрядчестве: изучить их традиции, исследовать то, что сохранилось и преобразовалось в их повседневной жизни, выявить новые тенденции в обрядовой культуре.
История человечества – бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. Сохранению и преумножению духовных и материальных ценностей, накопленных и переданных от поколения к поколению, служат традиции, исследование которых позволяет формулировать и решать принципиально важные п
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История возникновения старообрядчества на территории Самарского края 7
1.1. Развитие старообрядчества в условиях противостояния русской православной церкви и государству 7
1.2. Формирование этнотерриториальной группы старообрядцев в Самарском крае 11
Глава 2. Старообрядчество Самарского края 16
2.1. Старообрядческие общины Самарского края: численность, структура, динамика развития 16
2.2. Традиции и культура старообрядцев Самарского края 18
Заключение 25
Список литературы 28
Список литературы
1. Гринченко, Я. С. Культура старообрядцев Нижнего Поволжья: традиции и современность : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Гринченко Яна Сергеевна ; Место защиты: Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития России. – Волгоград, 2011.
2. Данилко, Е. С. Казаки все вообще с женами и детьми суть старообрядцы. Старообрядчество: история, культура, современность / Е. С. Данилко. – Москва: Музей истории и культуры старообрядчества, 2002. – 542с.
3. Данилко, Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры / Е. С. Данилко. – Уфа.: Изд.-во «Гилем», 2002. – 219 с. – ISBN 5-7501-0336-6.
4. Жилкин, И. Старообрядцы на Волге : монография / И. Жилкин. — Саратов: В. К. Самсонов, 1905. — 74 с.
5. Зеньковский, С. А. Русское старообрядчество: духовное движение XVII в. / С. А. Зеньковский. – Москва: Церковь, 1995. – 528 с. – ISBN 5-88893-001-6.
6. Каптерев, Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов / Н. Ф. Каптерев. – Сергиев Посад, 1913. – 271 с.
7. Катунский, А. Е. Старообрядчество : монография / А. Е. Катунский. – Москва: Изд – во полит. лит., 1972. – 120 с.
8. Катькова, В. В. Старообрядческие общины Самарской губернии: численность, структура, динамика развития / текст научной статьи по специальности «История и археология» / В. В. Катькова, Н. П. Мышенцев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Том. 13, № 3–1 – С. 8.
9. Клибанов, А. И. Протопоп Аввакум и апостол Павел. Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.) : статья / А. И. Клибанов. – Москва: Археографический центр, 1994. – 235 с.
10. Макарий (Булгаков), М. П. История русского раскола, известного под именем старообрядчества / М. П. Макарий (Булгаков). – СПб.: Тип. Королева и комп., 1855. – 376 с.
11. Мельгунов, С. П. Из истории религиозно-общественного движения в России XIX в. Старообрядчество. Религиозные гонения. Секстантство / С. П. Мельгунов. – Москва: Задруга, 1919. – 238 с.
12. Миловидов, В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем / В. Ф. Миловидов. – Москва: Мысль, 1969. – 112 с.
13. Мордовцев, Д. Л. Борьба с расколом в Поволжье. Исторический очерк / Собрание сочинений / Д. Л. Мордовцева – Спб.: Издание Н.Ф. Мертца, 1901. – Т. 22. – 544 с. – ISBN 5-300-00225-9.
14. Обухович, С. А. Старообрядчество Самаро-Саратовского Поволжья второй половины XIX — начала XX вв.: вклад в экономику и культуру края : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Обухович Светлана Анатольевна ; Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса. – Москва, 2008. – 26 с.
15. Половинкин, П. В. О староверах Самары//Календарь Древлеправославной Поморской Церкви : монография / П. В. Половинкин. – Москва: Международный совет Древлеправославной Поморской церкви, 1998. – 135 с.
16. Половинкин, П. В. Старообрядчество Самарского края. История и культура / П. В. Половинк
Однако, как утверждает С.А. Ряжев, первые старообрядцы стали появляться в этих краях задолго до выхода Манифеста. Уже в первые годы после раскола, на левой стороне Волги был построен скит, где правил службу иеромонах Феодосий по прозвищу Муравей, имевший дониконовскую ставленую грамоту и «старые книги из Керженца из монастыря». После смерти Феодосия скит возглавлял его ученик Павел, последователи которого в 1736 г., ушли на Яик [19, с. 21]. С.П. Полозов отмечает, что уже в 1716-1727 гг. в верховьях Иргиза было более тысячи староверов, для поиска которых правительство периодически снаряжало экспедиции [17, с. 19]. Исходя из этого утверждать, что старообрядцы в Поволжье – это исключительно пришлый элемент, было бы ошибочно.
Многие исследователи отмечают, что первоначальные старообрядцы – это коренное население, н