Государственное управление этнополитическими конфликтами теоретические и практические аспекты
ВВЕДЕНИЕ
Конец XX века, обозначенный распадом старого мирового порядка, принес человечеству обострение целого комплекса социальных проблем. Среди их общего многообразия особое место по своей уникальности, глубине противоречий, региональному охвату, степени вовлеченности населения занимают этнополитические конфликты. В период с 1918 по 1988 гг. 32% всех международных кризисов демонстрируют этнополитическое измерение. Только за период с 1990 по 2004 год в локальных войнах на почве межнациональных конфликтов в мире погибло 2 млн. детей, 4,5 млн. остались инвалидами, свыше 10 млн. людей потеряли кров. Более 250 тыс. подростков с оружием в руках участвуют и гибнут в конфликтах, развязанных взрослыми.В России с 1970-х до середины 1990-х годов количество жертв межэтнических конфликтов увеличилось с 8 млн. до 23 млн. человек, 26 млн. на тот период являлись временными переселенцами.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретико-методолгические основы этнополитических конфликтов.
1.1 Понятие и содержание этнополитических конфликтов.
1.2 Роль государства в управлении этнополитическими конфликтами.
2.Технологии воздействия государства на этнополитические конфликты.
2.1 Проблема управления этнополитических конфликтов.
2.2 Политические механизмы воздействия на этнополитические конфликты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения.-М.,2004.
2.Арутюнян Ю.В. Этносоциология, М. 1998. C.229.
3.Арутюнян Ю.В. Этносоциология, М., 1998. С.231.
4.http://ru. wikipedia.org/wiki/Осетино-ингушский_конфликт
5. Скакунов Э.И. Социокультурный анализ Осетино-ингушского конфликта // Социологические исследования, 1997, №7.
6.Арутюнян Ю.В. Этносоциология, М., 1998.255.
7. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения/Учебное пособие под ред. проф. В.А. Шаповалова/. - Ставрополь, 1993.
8. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Динамика регионального конфликтного процесса на Юге России (экспертная оценка) // Социологические исследования, 2007, №9.
Палитра предпринимаемых различными государствами мер по предотвращению и урегулированию этнополитических конфликтов чрезвычайно широка, начиная с традиционных, характерных для большинства современных государств конституционных положений о равенстве наций и запрете. Дискриминации по национальному признаку, борьбы с экстремизмом на национальной почве и пресечения попыток разжигания межнациональной розни, и заканчивая значительным многообразием превентивных мер, принятых в ответ и с учетом имеющейся специфики конкретных проявлений этнических разногласий в той или иной стране.Вместе с тем, попытки предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов с использованием государственных или специальных межправительственных институтов редко дают желаемый или декларируемый результат. Особенно уязвимым местом здесь является трудность определения меры применения силового воздействия государства. Усложняющим фактором является и неисследованность многих процессов. Этому неизбежно сопутствует невыработанность критериев оценки эффективности внутриполитических механизмов.С конфликтологической точки зрения государство может играть в этнополитическом конфликте две основные роли: роль третьей стороны (посредника или арбитра, равноудаленного от конфликтующих этнических групп) либо роль непосредственной стороны - субъекта конфликта. В зависимости от того, какую именно роль играет государство, выделяются два основных типа конфигураций этнополитического конфликта.