Особенности российского бюджетного федерализма
ВВЕДЕНИЕ
Для большого федеративного государства — России — обязателен и бюджетный федерализм, система которого утверждена Бюджетным кодексом. Она включает в себя три самостоятельных уровня: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды; бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные фонды; местные бюджеты районные (городов, городских округов, муниципальных районов) и поселенческие.Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, и, в частности, в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.Взаимодействия между центром и регионами – бюджетный федерализм – становится все более актуальным вопросом.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 5
1.1. Понятие бюджетного федерализма 5
1.2. Модели бюджетного федерализма 7
1.3 Принципы и функции бюджетного федерализма 9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1 Разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов 14
2.2 Механизмы вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания 21
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетная система Российской Федерации : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09792-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489540
2. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12352-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490745
3. Бюджетное право: учебник / под ред. Н.А. Саттаровой. - М: Деловой двор, 2019. - 296 с.
4. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 687 с.
5. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Дашков и К, 2020. - 576 с.
6. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2020.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 639 с.
8. Финансы: Учебник / под ред. А.П. Балакиной, И.И. Бабленковой. - М.: Дашков и К, 2019. - 383 с.
9. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: Учебник/ О. И. Лаврушин, М. М. Ямпольскнй, Ю. П. Савинский и др.: Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 358 с.
10. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"// СПС КонсультантПлюс11. https://minfin.gov.ru/ru/- Официальный сайт Министерства Финансов РФ
12. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 360 с.
Бюджетный федерализм — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, основанные на разграничении бюджетных прав и полномочий в области формирования и использования бюджетных средств, направленные на обеспечение целостности и единства бюджетной системы и страны как федеративного государства.Основополагающий принцип бюджетного федерализма — ответственность регионов за обеспечение поступления доходов в федеральный бюджет для решения общих проблем и ответственность Центра за реализацию его полномочий на местах — осуществляется посредством разработки и реализации политики доходов и расходов, а также на основе межбюджетных трансфертов.Полномочия центральных органов власти любого федеративного государства на территории субъектов Федерации могут быть как собственными (например, строительство транспортных систем общефедерального значения), так и делегированными (конкретный случай — выплата гарантированных федеральными законами льгот населению различных регионов страны). Те и другие полномочия всегда имеют финансовое обеспечение и реализуются благодаря трансфертам.Трансферты — это осуществляемые на безвозмездной основе, упорядоченные в соответствии с логикой реализации собственных и делегированных полномочий финансовые потоки из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, а также из бюджетов субъектов Федерации в местные бюджеты [9].