Культурные контакты варягов и половцев в 2-й пол. XI – 1-й пол. XIII вв. (на материалах средневековых каменных изваяний Северного Причерноморья)
С раннего Средневековья территория от Дуная до Среднего Поволжья представляет собой контактную зону, характеризуемую многосторонним культурным обменом. Культурная ассимиляция происходила в ходе торговли и во время дипломатических отношений. Это иллюстрирует постоянное взаимодействие между различными культурами европейского и азиатского происхождения на территории Восточной Европы.
Во 2-й пол. XI – 1-й пол. XIII в. на обширной территории от р. Волга до р. Ингулец (приток р. Днепр) господствовали половцы. Кочевники представляли собой крупную военно-политическую силу, которая занимала важную роль на международной арене Восточной Европы. Это привело к активным межкультурным контактам между славянами, номадами Великого степного пояса Евразии и варягами, пришедшими из ареала циркум-балтийской цивилизации.
Содержание не найдено
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Fanning T. Viking age ringed pins from Denmark // Acta Archaeologica. –Vol. 70. – Copenhagen.: Institute of Archaeology, 2000. – pp. 79-85.
Henriksen M. Odenses opståen. En gennemgang af udvalgte jordfundne genstandsgrupper fraOdense købstad med henblik på at eftervise spor af aktiviteter i sen jernalder ogvikingetid. // Centrum. Forskningscenter for centralitet. – Rapport nr. 5. – Odense BysMuseer, 2018. – 44 s.
Tallgren, A. M. Zur Archäologie Eestis, I. Vom anfang der Besiedlung bis etwa 500 n. Chr. – Dorpat: Druck von C. Mattiesen., 1922. – 140 lk.
Wachowski, Krzysztof., Chronologia i funkcja tzw. szpil pierścieniowatych w świetle znalezisk na Ostrówku w Opolu, «Archeologia Polski», XXII. – Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdansk-Zakład narodowy imienia ossolińskich wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk,1977. – S. 446-454.
Žak J. O pochodzeniu „szpil” pierścieniowatych na ziemiach polskich // Slavia Antiqua. – Vol. VII. – Warszawa – Poznan, 1960. – S. 407 – 442.
Берестнев С.И., Крыганов А.В. Два позднекочевнических погребения Самаро-Орельского междуречья // Питання археології Сумщини. Матеріали науково-практичної конференції «Проблеми вивчення і охорони пам’яток археології Сумщини», Суми, квітень, 1989. – Суми, 1990. – С. 112-115.
Братченко С.Н. Отчет Донецкой экспедиции за 1978 год / С.Н. Братченко, Я.П. Гершкович, Л.Ф. Константинеску, В.Н. Левченко, А.М. Смирнов, М.Л. Швецов, А.С. Шкарабан, А.А. Кротова // НА ИА НАНУ 1978/1 ф.е. 9058.
Вергун О.И. Железные иглы с кольцами на территории Восточной Европы (постановка вопроса) // Русь на перехресті світів (міжнародні впливи на формування Давньоруської держави) ІХ – ХІ ст. Матеріали Міжнародного польового археологічного семінару (Чернігів – Шестовиця, 20 – 23 липня 2006 р.). – Чернігів: Сіверянська думка, 2006. – С. 27-32.
Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. – М.: «Русская панорама», 2013. – 704 с.
Голубева Л.А. Назначение железных игл с кольцами // СА. – № 4. – 1971. –
Дальше в статье я буду чаще использовать термин ритон (а не рог), как более нейтральный, хотя, по сути, в данном контексте это синонимы. Замечу, что ритоны, как емкость для ритуального напитка или другого содержимого, теоретически могли изготавливаться не только из рога, но также из дерева, стекла и металла. Хотя, конечно же, вероятность того, что у средневековых тюрков-кочевников они были (по понятным причинам) изготовлены из рога – несравненно выше. Кроме того, учитывая расположение ритона на том месте, где традиционно на изваянии располагается сосуд, практически можно не сомневаться, что мы имеем дело с сосудом-ритоном. Примечательно, что в половецких погребениях ритоны не встречаются, в отличие, например, от скифских погребений.