Ценностные ориентации молодых педагогов в профессионально-личностном развитии
Аннотация
В статье на основе анализа научных источников и эмпирических данных определены концепции и подходы к пониманию ценностных ориентации молодых педагогов в их профессионально-личностном развитии, определена роль ценностных ориентаций молодых педагогов в их профессионально-личностном развитии и представлены результаты опроса молодых педагогов.
Ключевые слова: ценностные ориентации, молодой педагог, профессионально-личностное развитие, ценности молодых педагогов, профессионально-личностное развитие молодого педагога
Литература
1. Купчигина И.М., Шиукаева Е.А. Ценностные ориентации личности педагога в условиях модернизации образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-lichnosti-pedagoga-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 19.06.2023).
2. Vaskivska H.O., Palamar S,P, Golota N.M Value determinants in the training of future teachers // Научен вектор на Балканите. 2021. №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/value-determinants-in-the-training-of-future-teachers (дата обращения: 16.06.2023).
3. Стойлик А.Ю. К проблемам изучения ценностных ориентаций современных подростков и юношей. // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и её приложения. Том 9, выпуск 3. Москва,2002. Психология как профессия (исследователь, практик). С. 192-193.
4. Данилов С. В., Шустова Л. П., Симонова Г. И., Печенкина Е. Н. Развитие ценностных ориентаций молодых педагогов как предиктора профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 573-589. doi: 10.32744/pse.2022.2.34
5. Соловьева Е.В., Никуленкова О.Е. Ценностные ориентации будущих педагогов как детерминанта профессионального самоопределения на этапе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-buduschih-pedagogov-kak-determinanta-professionalnogo-samoopredeleniya-na-etape-professionalnogo (дата обращения: 16.06.2023).
6. Воробьева В.С. Основания психологического сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов: обзор научной литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-professionalno-lichnostnogo-razvitiya-molodyh-pedagogov-obzor-nauchnoy-literatury (дата обращения: 19.06.2023).
7. Никитина А.А., Рытова К.Э. Специфика ценностных ориентаций и профессионального выгорания у женщин, работающих в сфере образования // Нижегородское образование. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-tsennostnyh-orientatsiy-i-professionalnogo-vygoraniya-u-zhenschin-rabotayuschih-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 19.06.2023).
8. Харавинина Л.Н. Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-soprovoz
Так по методике М.Рокича нами также было проведено исследование ценностных ориентаций молодых педагогов, входящих в состав Региональной проектной лаборатории молодых педагогов БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Выборка составила 110 молодых педагогов из различных муниципальных районов Омской области.
Респондентами были предъявлены два списка ценностей (по 18 ценностей в каждом). В списках испытуемый каждой ценности присваивал ранговый номер. Вначале был предъявлен набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Полученные данные согласуются с результатами исследований Соловьевой Е.В., Никуленковой О.Е. и др. [5].
Выявлено, что структура ценностных ориентаций молодых педагогов отличается сохранением базовых жизненных ценностей с выраженным акцентом на индивидуальных ценностях. Среди терминальных ценностей в приоритете находятся ценности, характерные в целом для зрелой личности: здоровье (67%) и активная деятельная