Экологический идеал в контексте русского космизма
Введение
Аннотация. Рассматриваются идеи русских космистов, открывших новые горизонты познанию и технической мысли. Обосновывается, что их идеи о включенности человека в контекст развития Вселенной, о совместной эволюции космоса, биосферы и человеческого общества, выросшие в яркие этико-философские построения, сегодня чрезвычайно актуализируются в связи с необходимостью выработки оптимальной глобальной стратегии будущего общественного развития и оценки его экологических перспектив.
Список литературы
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М.: Наука, 1986, С.80-160.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988, 20с.
3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1977. 192с.
4. Кузнецов М.А. Ноосфера. Человечество. Мировоззрение. М.: Изд-во МГУ, 1998, 314с.
5. Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. О.В. Захаровой, общ. Ред., вступ.ст. Д.М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1985, 302с.
6. Попкова Н.В. Философская экология. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. 352с.
7. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: 1993. С.8-23.
8. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. Т.2 / общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева, С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. 822с.
9. Соловьев В.С. Собр. соч. в 10 т. Т.7. СПб., 1914.
10. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736с.
11. Фалеев А.Н. Культурно-историческая эволюция отношения человека к природе // Проблемы и риски инженерного образования в XX веке / Под общ. ред. И.А. Герасимовой – М.: Университетская книга. 2017. 312с.
Решение этой проблемы требует неотложных научно-технических, экономических, социально-политических решений на различных уровнях. Есть и философский уровень анализа данной проблемы, затрагивающей жизненные интересы всего человечества и ставящей под сомнение его историческую перспективу.По общему признанию, проблему человеческой цивилизации наиболее глубоко и полно осмыслял английский историк А. Тойнби. «Постхристианская светская цивилизация, - замечает он - в лучшем случае представляет собой ненужное повторение дохристианской эллинской цивилизации, а в худшем – печальный уход с пути духовного прогресса» [Тойнби,1991:527]. Согласно этому авторитетному мыслителю, истинный земной прогресс определяется просветлением душ светом высших религий. Из его рассуждений вытекает также и вывод о том, что для того, чтобы достичь какой-либо поставленной цели, связанной с решением неотложных задач, необходимо стремиться не к ней самой, а к чему-то более высокому и важному находящемуся за ее пределами, к высшей цели, к идеалу.