Государственный долг: причины, виды, последствия и подходы к регулированию
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что во всем мире наблюдается рост государственного долга не только внешнего, но и внутреннего. Это может привлечь за собой много проблем в экономике. Когда правительство тратит больше, чем собирает в виде налогов, оно берет взаймы у частного сектора для финансирования дефицита бюджета. Накопление прошлых заимствований - это государственный долг. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг - обычное явление мировой экономики.
В нынешних условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ Правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно воз
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы, управление государственным долгом 5
1.1 Понятие государственного долга, его структура и классификация 5
1.2 Причины и последствия государственного долга 7
1.3 Основные схемы реструктуризации государственного долга 8
2. Анализ динамики государственного долга в РФ 11
2.1 Долговая политика России 11
2.2 Анализ внутреннего и внешнего долга РФ 13
2.3 Пути решения проблем 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованных источников и литературы 24
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 № 145-ФЗ: (ред. от 28.12.2017) // СПС «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 09.03.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.03.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 № 117-ФЗ: (ред. от 09.03.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.03.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
5. О некоммерческих организациях в Российской Федерации: Фе-дер. закон РФ от 12.07.1996 г. № 7-ФЗ: (ред. от 01.01.2022) // СПС «Консультант Плюс».
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон РФ от 06.10.2003 г. года № 131-ФЗ: (ред. от 30.12.2021) // СПС «Консультант Плюс».
7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации: Федер. закон РФ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ: (ред. от 08.03.2022) // СПС «Консультант Плюс».
8. О налогах на имущество физических лиц в Российской Федера-ции: Федер. закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1-ФЗ: (ред. 22. 08. 2004) // СПС «Консультант Плюс».
9. Алексеева Д. Г. Бюджетная система: учебник / Д. Г. Алексеева. – Ростов-на-Дону: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 208 с.
10. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учеб-ник / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова, Москва: ЮНИТИ-ДАНА 2018. – 687 c.
11. Нечаева A. M. Принципы бюджета: учебник / А. М. Нечаева. – Хабаровск: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 425 с.
12. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М. В. Романовского, О. В. Врублеской. – Москва: Юрайт, 2019. – 615 с.
13. Садиков О. Н. Бюджетное
Некоторые экономисты считают, что дефицит в том виде, в каком он измеряется в настоящее время, не является хорошим показателем позиции налогово-бюджетной политики.То есть они считают, что дефицит бюджета не позволяет точно оценить ни влияние налогово-бюджетной политики на сегодняшняя экономика или бремя, ложащееся на будущие поколения налогоплательщиков. В этом разделе мы обсуждаем четыре проблемы, связанные с обычным показателем бюджетного дефицита.
В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств исполь-зуется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, использование облигаций Брейди.
Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. [5, 60].
Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собс