Развитие системы дополнительного образования детей: проблемы и перспективы
Аннотация
В данной статье проводится библиографический анализ понятия дополнительного образования детей (ДОД), обозначаются цели и задачи деятельности современной организации ДОД, рассматриваются виды таких организаций, характеризуются документы, которые регулируют функционирование таких организаций. Проведен анализ проблем развития системы ДОД. Выделены особенности образовательной деятельности, недостатки и достижения в управлении такими организациями. Обозначены перспективы развития организаций дополнительного образования детей. Педагогический персонал рассмотрен как ключевой ресурс организации, от эффективности управления, которым, зависит развитие организации. Ключевые слова: дополнительное образование детей, кадровый ресурс, управление организацией ДОД.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Москва, 2013. – 238 с.
2. Туманова К.Р. Тенденции определения понятия «дополнительное образование детей» в современных теориях. / Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 71-73.
3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Правительство России [Офиц. сайт]. URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).
5. Золотарева А. В. Проблемы и смыслы дополнительного образования детей в современной России. // Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Челябинск: ЧИППКРО, 2011. С. 6-14.
6. Скрипка Л.П. Теоретические аспекты стратегического управления персоналом в учреждении дополнительного образования детей. // Современные проблемы науки и образования. - 2015.№ 2; URL:http://www.science-education.ni/l22-17362 (дата обращения: 15.08.2015)
7. Каверн И.В. Концепция дополнительного образования детей. Советник в сфере образования. 2014. № 5. С. 30-36.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (дата обращения: 12.08.2015).
В настоящий момент [3] повышается заинтересованность семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Увеличилось число дошкольников, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Повысилась активность семей и детей к участию в различных конкурсах разного уровня. Подростки и молодежь посредством интернет-ресурсов все чаще участвуют в образовательных проектах, в том числе массовых открытых онлайн-курсах, вебинарах, видеоуроках, интернет-конкурсах.
Соответственно увеличилось количество реализуемых дополнительных образовательных программ. Все чаще образовательные проекты инициируют общественные организации, библиотеки, общественные культурно-выставочные площадки, музеи. Появилось очень много новых форм образовательной деятельности, как студии робототехники, детские фото-видео студии, парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационны