Использование наглядных пособий и средств в процессе музыкального воспитания младших школьников

Цель исследования – выделить и экспериментально проверить дидактические условия использования наглядности на занятиях музыкой в начальной школе
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
25.08.2022
Объем файла
912 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в образовательной практике. В основе различных психолого-педагогических направлений лежит поиск источника духовно-нравственного роста личности. 
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творчества и способностей детей в художественных видах деятельности, в числе которых выступает музыкальная деятельность. 
Человеком, помогающим детям осваивать данный вид деятельности, является педагог. Деятельность педагога в целом, является многоплановой. Она направлена на организацию музыкальной деятельности детей, в процессе которой раскрываются творческие способности, осуществляется развитие их личности в целом. 
Проблема методов и организационных форм воспитания считается достаточно разработанной в педагогике. Восприятие и освоение учебного материала должно восприниматься учениками на имеющиеся в их памяти представления, чувственный опыт и опорные знания, умения, навыки. Усвоение новых знаний невозможно без четких, правильных знаний и представлений. Поэтому для успешной работы с детьми важное значение приобретает формирование у них конкретных образов, представлений на основе чувственного опыта. 

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы применения принципа наглядности на этапе младшего дошкольного образования 5

1.1 Сущность проблемы. Психолого-педагогические концепции 5

1.2 Классификация наглядных средств обучения и их свойства 8

Выводы по 1 главе 12

2.  Дидактичные условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала на уроках музыки в начальной школе 13

2.1 Аналитическое исследование 13

2.2. Экспериментальное исследование развития ассоциативного мышления у детей младшего школьного возраста 15

2.3. Определение эффективности, анализ проведенного эксперимента 24

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Список использованной литературы

1. Абдуллин первичным Э.Б. Теория проблемы музыкального ученика образования / Э.Б. Абдулин,  Е.В. Николаева. чувства– М.: также Издательский высокий центр «Академия», 2004. – 336 с. 

2. Алиев разгадали Ю.Б. Настольная пособиям книга обучения учителя обобщение музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: младших Лад лепестка ОС, 2000. – 434 с.

3. Апраксина первая О.А. Методика апраксина музыкального скорость воспитания школьный в школе: ребенка Учебное дальше пособие /  О.А. Апраксина. – М.: наукой Просвещение, 1983. – 435 с.

4. Баренбойм поисковый Л.А. Музыкальная имеющиеся педагогика круги и исполнительство / Л.А. Баренбойм.  – М.: играют Музыка, 1974.  – 244 с.

5. Ветлугина обучения Н.А. Методика методы музыкального повышения воспитания наглядный в детском сможет саду: мелодии Учеб. пособие. – 3-е образцов изд., этапе испр. и музыкой доп. / Н.А. Ветлугина. – М.: анимация Просвещение, 1989.  – 453 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов – М., 1996. – 324 с.

7. Дмитриева Л.Г. Методы музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Просвещение, 1989.  – 256 с.

8. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М., 2000. – 412 с.

9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Д.Б.  Кабалевский. – М., 1984. – 357 с.

10. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б.  Кабалевский. – М., 1989. – 548 с.

11. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое / Д.Б.  Кабалевский. – М., 1972. – 845 с.

12. Леонтьев А.А. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А.А. Леонтьев. – С-Пб.: Норма, 2000. – 646 с.

13. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие / Б.Т. Лтхачев. – М.: Просвещение, 1985. – 536 с.

14. Курлаева Е.А. Возрастная психология. Учебное пособие / Е.А.  Курлаева. – С-Пб., 2011. – 186 с.

15. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства / В.В. Медушевский. – М., 2011. – 135 с.

16. Михеева Л.Е. Музыкальный словарь в рассказах / Л.Е. Михеева. – М., 2004. – 98 с.

17. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В.   Назайкинский. – М., 1972.  – 438 с.

18. Немов Р.Р. Психология детей младшего школьного возраста / Р.Р.  Немов. – М.: АСТРА, 2012. – 345 с.

19. Осенеева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осенеева, Л.А. Безбородова. – М., 2001. – 435 с. 

20. Подласый И.П. Педагогика. Учебное пособие / И.П. Подласый. – М., 2011.  – 402 с.

21. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие / С.С.  Татарченкова. – С-Пб., 2005.  – 326 с.

22. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства / Н.А. Терентьева. – М., 1990. – 524 с.

23. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1951.  – 677 с.

24. Столяренко Л.Г. Педагогическая психология. Учебное пособие / Л.Г.  Столяренко. – М., 2011. – 426 с.

25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.   Сухомлинский. – Киев, 1994. – 272 с.

26. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / П.В. Халабузарь, Попов В.С.  – С-Пб, 2013. 657 с.

27. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В.Н.  Холопова. – С-Пб., 2010. – 562 с.

28. Цечковников Б. М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой. Учебное пособие / Б. М. Цечковников. – М., 1998.  – 142 с

29. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр. – М., 2001. 758 с. 

30. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебебное пособие для студентов педагогических вузов. Современные наукоемкие технологии. / А.Ф. Яфальян. – М., 2009. – 642 с. 

Изобразительные и условно-графические средства наглядности играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся. От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.
Количество иллюстраций зависит от содержания учебного материала и связано с психолого-возрастными особенностями обучаемых. На занятиях музыкой в младших классах педагог оперирует к возможности комплексного усвоения учащимися учебного материала. Формируемый опыт слухового восприятия информации дополняется визуальным представлением ребенка. Репродукции картин, портреты композиторов являются эффективным подспорьем к текстовым источникам информации, помогают понять смысловое содержание музыкального произведения. Условно-графические изображения позволяют наглядно представить архитектонику, структуру, музыкальные особенности того или иного произведения. Современные мультимедиа приложения, к которым относятся аудиозаписи, видеофрагменты, анимация являются одними из эффективных дидактических средств обучения, воспитания школьников. Они являются эффективным подспорьем при изучении произведений самых разных жанров и стилей.