Использование наглядных пособий и средств в процессе музыкального воспитания младших школьников
Введение
В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в образовательной практике. В основе различных психолого-педагогических направлений лежит поиск источника духовно-нравственного роста личности.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творчества и способностей детей в художественных видах деятельности, в числе которых выступает музыкальная деятельность.
Человеком, помогающим детям осваивать данный вид деятельности, является педагог. Деятельность педагога в целом, является многоплановой. Она направлена на организацию музыкальной деятельности детей, в процессе которой раскрываются творческие способности, осуществляется развитие их личности в целом.
Проблема методов и организационных форм воспитания считается достаточно разработанной в педагогике. Восприятие и освоение учебного материала должно восприниматься учениками на имеющиеся в их памяти представления, чувственный опыт и опорные знания, умения, навыки. Усвоение новых знаний невозможно без четких, правильных знаний и представлений. Поэтому для успешной работы с детьми важное значение приобретает формирование у них конкретных образов, представлений на основе чувственного опыта.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы применения принципа наглядности на этапе младшего дошкольного образования 5
1.1 Сущность проблемы. Психолого-педагогические концепции 5
1.2 Классификация наглядных средств обучения и их свойства 8
Выводы по 1 главе 12
2. Дидактичные условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала на уроках музыки в начальной школе 13
2.1 Аналитическое исследование 13
2.2. Экспериментальное исследование развития ассоциативного мышления у детей младшего школьного возраста 15
2.3. Определение эффективности, анализ проведенного эксперимента 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Список использованной литературы
1. Абдуллин первичным Э.Б. Теория проблемы музыкального ученика образования / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. чувства– М.: также Издательский высокий центр «Академия», 2004. – 336 с.
2. Алиев разгадали Ю.Б. Настольная пособиям книга обучения учителя обобщение музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: младших Лад лепестка ОС, 2000. – 434 с.
3. Апраксина первая О.А. Методика апраксина музыкального скорость воспитания школьный в школе: ребенка Учебное дальше пособие / О.А. Апраксина. – М.: наукой Просвещение, 1983. – 435 с.
4. Баренбойм поисковый Л.А. Музыкальная имеющиеся педагогика круги и исполнительство / Л.А. Баренбойм. – М.: играют Музыка, 1974. – 244 с.
5. Ветлугина обучения Н.А. Методика методы музыкального повышения воспитания наглядный в детском сможет саду: мелодии Учеб. пособие. – 3-е образцов изд., этапе испр. и музыкой доп. / Н.А. Ветлугина. – М.: анимация Просвещение, 1989. – 453 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов – М., 1996. – 324 с.
7. Дмитриева Л.Г. Методы музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
8. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М., 2000. – 412 с.
9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский. – М., 1984. – 357 с.
10. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. – М., 1989. – 548 с.
11. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое / Д.Б. Кабалевский. – М., 1972. – 845 с.
12. Леонтьев А.А. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А.А. Леонтьев. – С-Пб.: Норма, 2000. – 646 с.
13. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие / Б.Т. Лтхачев. – М.: Просвещение, 1985. – 536 с.
14. Курлаева Е.А. Возрастная психология. Учебное пособие / Е.А. Курлаева. – С-Пб., 2011. – 186 с.
15. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства / В.В. Медушевский. – М., 2011. – 135 с.
16. Михеева Л.Е. Музыкальный словарь в рассказах / Л.Е. Михеева. – М., 2004. – 98 с.
17. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. – М., 1972. – 438 с.
18. Немов Р.Р. Психология детей младшего школьного возраста / Р.Р. Немов. – М.: АСТРА, 2012. – 345 с.
19. Осенеева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осенеева, Л.А. Безбородова. – М., 2001. – 435 с.
20. Подласый И.П. Педагогика. Учебное пособие / И.П. Подласый. – М., 2011. – 402 с.
21. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие / С.С. Татарченкова. – С-Пб., 2005. – 326 с.
22. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства / Н.А. Терентьева. – М., 1990. – 524 с.
23. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1951. – 677 с.
24. Столяренко Л.Г. Педагогическая психология. Учебное пособие / Л.Г. Столяренко. – М., 2011. – 426 с.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1994. – 272 с.
26. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / П.В. Халабузарь, Попов В.С. – С-Пб, 2013. 657 с.
27. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В.Н. Холопова. – С-Пб., 2010. – 562 с.
28. Цечковников Б. М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой. Учебное пособие / Б. М. Цечковников. – М., 1998. – 142 с
29. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр. – М., 2001. 758 с.
30. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебебное пособие для студентов педагогических вузов. Современные наукоемкие технологии. / А.Ф. Яфальян. – М., 2009. – 642 с.
Изобразительные и условно-графические средства наглядности играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся. От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.
Количество иллюстраций зависит от содержания учебного материала и связано с психолого-возрастными особенностями обучаемых. На занятиях музыкой в младших классах педагог оперирует к возможности комплексного усвоения учащимися учебного материала. Формируемый опыт слухового восприятия информации дополняется визуальным представлением ребенка. Репродукции картин, портреты композиторов являются эффективным подспорьем к текстовым источникам информации, помогают понять смысловое содержание музыкального произведения. Условно-графические изображения позволяют наглядно представить архитектонику, структуру, музыкальные особенности того или иного произведения. Современные мультимедиа приложения, к которым относятся аудиозаписи, видеофрагменты, анимация являются одними из эффективных дидактических средств обучения, воспитания школьников. Они являются эффективным подспорьем при изучении произведений самых разных жанров и стилей.