Игровые ситуации как средство развития интереса обучающихся к экономической деятельности (на примере МБОУ «Фоминская СОШ» Называевского района Омской области)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: Экономические знания, по сущности, важны и применимы в любой области. Любой из нас выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин. Экономическое образование в школе нужно для воспитания у обучающихся экономической культуры. Они должны и обязаны, по сути, понимать правильно происходящие социально-экономические процессы и принимать активное участие в деятельности общества. Экономическое образование в школе считается важным компонентом системы образования, развития и обучения молодежи, которая, наряду с другими учебными предметами, позволяет учащимся формировать знания и навыки, необходимые для понимания экономической системы. Экономическое образование в Р.Ф. нацелено на формирование у выпускников средних учебных заведений неискаженного представления об экономике и деловитой этике.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Основные понятия: игра, игровые ситуации, формы и виды игровой деятельности………………………………………………………………………7
1.2. Роль и значение игровых ситуаций на уроке экономики……………...…14
1.3. Теоретические выводы по работе................................................................15
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Знакомство с образовательным учреждением: общие сведения об учреждении, его структура, основные направления деятельности, состав специалистов, их обязанности, проблемы учреждения……………………….19
2.2. Знакомство с деятельностью преподавателя экономики, планом его работы, учебной рабочей программой…………………………………………21
2.3. Календарно-тематическое планирование занятий экономики……..……23
2.4. Применение игровых ситуаций на уроках экономике в данной образовательной школе……………………………………………………...…..48
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ
3.1. Разработка игровых ситуаций для занятий по экономике………………50
3.2. Рекомендации по применению игровых технологий на уроках экономики……….……………………………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….................
Список литературы
Архипова, С.В., Боярчук, Н.К., Рыбалко, Н.А.. Экономика, учебное методическое пособие. – 2020
Беликова, Е. В. Теория и методика воспитания: конспект лекций / Е. В. Беликова. - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2019
Липсиц И.В. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10,11 классов общеобразоват. орг./ -21-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016
Ивашинина, Т. Б. Технологии развития компетентности при преподавании экономических дисциплин: учебно-методическое пособие / Т. Б. Ивашинина, 2019
Печора, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печора.- М.: ВАКО, 2008
Соппа Ольга Валерьевна. Статья "Игровые технологии на уроках экономики в школе". 20.02.2017
Толковый словарь живого великорусского языка. В. И. Даль
Тюнин, А.И. Методика преподавания экономики (настольные экономические игры): учебное пособие / Тюнин А.И. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018
Чинькова, Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков: учебно-методическое пособие / Н. С. Чинькова, Е. Ю. Никитина; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Южно- Уральский центр РАО, 2019
Игровые формы обучения необходимо постепенно водить на уроках, начиная с простых, постепенно усложняя правила и критерии игры, формы ее проведения. На исходном этапе использования игровых технологий в учебный процесс необходимо применять короткие игры на 10-15 минут. Например, для того чтоб у обучающихся возник интерес и внимание к предмету с первых уроков, изучение нового материала, можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, которые содержат экономический смысл. Далее из иных альтернативных вариантов развития сюжета предложить избрать наиболее подходящий с экономической точки зрения; ну или же из приведенных ситуаций предложить сделать вывод. Последствия усвоения этих данных не сложных правил игры можно переходить к более тяжелым игровым формам, для того, чтоб укрепить, обобщить знания и умения. По теме или разделу учебного материала можно проводить ситуационно-ролевые игры, конкурсы, игры-соревнования, КВН и др., уже продолжительностью около одного часа, в них уже можно представить различные задания, которые будут обхватывать все главные вопросы изученного, как теоретических, так же и практических материалов. Такие игры очень требуют большей предварительной подготовки от обучающихся и преподавателя.Можно сделать вывод, собственно, что во время игры обучающиеся раскрепощаются, делаются больше раскрытыми, это дают им возможность выстраивать доверительные, демократические отношения, далее развивать умение общаться, также умение вести диалог. Уроки в игровой форме более интересны, увлекательны, насыщенно. Доказано что знания, приобретенные и закрепленные на данных уроках, с применением игр, больше долговечны, остаются в памяти обучающихся значительно подольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, собственно, что содействует, что способствует повышению качества успеваемости.