«Японские театральные маски»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что она отражает культурное наследие Японии и ее влияние на мировое искусство. Маски являются неотъемлемой частью японского театра и традиционных обрядов, а также используются в современных спектаклях и фильмах. Изучение этой темы позволяет более глубоко понять японскую культуру, ее символику и традиции. Кроме того, создание и использование масок может быть интересным и полезным для художников, дизайнеров и актеров, которые могут использовать этот опыт в своей работе.
Объектом курсового исследования являются Японские театральные маски, история их возникновения в том или ином историческом периоде.
Предметом ‒ использование масок в театрах того времени, их функции, за какие образы они отвечают, в каких случаях используются, их внешний вид и отличительные черты.
Целью курсового исследования является изучение истории и функций театральных масок Японии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕРИОД ЯМАТО (592-710) 5
1.1. МАСОЧНЫЙ ТЕАТР-ПРОЦЕССИЯ ГИГАКУ.. 5
1.2. МАСКИ ТЕАТРА-ПРОЦЕССИИ ГИГАКУ, ИХ ФУНКЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. 7
ГЛАВА 2. ПЕРИОД НАРА (710-794) И ПЕРИОД ХЭЙАН (794-1192) 13
2.1. АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ МАСОЧНЫЙ ТЕАТР БУГАКУ.. 13
2.2. МАСКИ ТЕАТРА БУГАКУ. ФУНКЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. 15
ГЛАВА 3. ПЕРИОД КАМАКУРА (1192-1333) И МУРОМАТИ (1333-1573), ТЕАТР НО.. 21
3.1. ПЕРИОД КАМАКУРА. ПРЕДВЕСТНИКИ ТЕАТРА «НО». ЭННЕН-НО, СЮГЭН-НО.. 21
3.2. ПРЕДЫСТОРИЯ ТЕАТРА НО. СОЗДАНИЕ ТЕАТРА НО.. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анарина Н.Г. «История японского театра» 2008г.
Алперс. Б. Лица и Маски в 2-т Т.2 М. 1978г.
Анарина Н.Г. «Великая театральная империя»
В. Э. Мейерхольд «Маска и её язык в театральной работе»
Кляйншмидт П. «Маски гигаку, древнейшей формы театра в Японии» 1966г.
Григорьева Т.П. «Японская художественная традиция»1979г.
Анарина Н. Г. «История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие» 2008 г
Григорьева Т.П. «Японская художественная традиция» 1979 г.
Григорьева Т.П.«Красотой Японии рожденный» 1993г.
Конрад Н.И. «Театральные представления в Древней Японии. Литература и Театр» 1982г.
Пави П. «Словарь театра» 1991г.
Судзуки Д.Т. «Основы Дзен – Буддизма» 1993г.
Торчинов Е.А. «Религии мира: Опыт запредельного» 1998г.
Хайченко Е. Г. «Театр XX века: К проблеме перевоплощения в театре XX века: между маской и лицом» 2003г.
Конрад Н. И. Театральные представления в Древней Японии.
Шахматова Е. «Искания европейской режиссуры и традиции Востока» 1997г.
Гришелева Л.Д «Театры современной Японии» 1977г.
Бояджиев Г. Н. «Душа театра» 1974 г.
Кёкунсё «Книга наставлений»
Иофан Н. А « Культура древней Японии» 1974г.
Конрад Н. И. «Литература и театр» 1978г.
Иноура Ю., Каватаке Т. «Гигаку» 1981г.
Иноура Ю., Каватаке Т. «Традициональный театр Японии» 1981г.
Алперс. Б. «Лица и Маски» 1978 г.
Ногами Тоёитиро. Ёкёку гэйдзюцу «Искусство ёкёку» 1936г.
Ногами Тоёитиро. Но: кэнкю то хаккэн «Но: исследования и открытия» 1930г.
Ногами Тоёитиро. Номэн ронко «Очерки о масках Но» 1944г.
Сирасу Масако. Но-но омотэ «Маски Но». 1964г.
Театр Бугагу, как и Гигаку, являлся результатом освоения театральной культуры Китая и других стран Азии. Сведений о Гигаку осталось не много, поскольку они были вытеснены театром Бугагу. Он сформировался в достаточно короткий исторический период Нара. В это время Япония активно вела записи о жизни страны – письменные памятники, как это делали в Китае, таким образом, Япония вступила в эпоху многообразия письменных источников и развития художественной литературы.
Театр Гигаку находился на пике своей популярности, все еще сохранились синтоистские игры-ритуалы Кагура. Параллельно с этим императорская семья и аристократия заинтересовались китайской дворцовой музыкой, и в целом обратили внимание на изучение и преобразование музыки в стране. Благодаря этому получил свое развитие масочный театр Бугагу, в буквальном переводе означающий «танцевальный театр», в котором использовалась инструментальная музыка.
Для изучения и преобразования Китайской культуры в Японии в 701 году открылось первое крупное государственное учреждение – Гагакурё – Императорская академия музыки и театра. Слово «гагаку» являлось Японским чтением китайского слова «я-юэ», которое переводится как «правильная музыка». Также в Китае фигурировали и другие типы музыки – иностранная, простонародная и «музыка пиров». В Японии это разделение не прижилось, и слово «гагаку» понималось ими как «элегантная музыка».