Использование информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе
Введение
Гуманитарные науки занимают особое место в научном познании. Все исследования гуманитарных наук сконцентрированы на анализе поведения человека, его??взаимоотношений с окружающим миров, способами поведения в разных ситуациях. Развитие информационных технологий в 21 веке дало хороший плацдарм для гуманитарного образования. Масштабное внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дало возможность преподавателям гуманитарных дисциплин вузов обогатить процесс обучения, сделать его более восприимчивым для студентов. Создание новых программных продуктов помогло студентам не перегружать память и развиваться в нужном направлении.
Цель статьи
Цель данной статьи заключается в раскрытии роли современных информационных технологий при обучении гуманитарным дисциплинам в вузе в условиях модернизации образования.
Обзор литературы
Различные дидактические и методические вопросы компьютеризации гуманитарного обучения рассмотрены в
Мы провели сравнительный анализ результатов внедрения и использования икт на первых курсах разных гуманитарных факультетов вуза. На одном из курсов, участвующих в эксперименте, информационные технологии в обучении использовались значительно реже (К2), чем на другом (К1). Эксперимент проводился в течение одного года методом наблюдения и изучения результатов обучения. Качество знаний на курсе К1 оказалось выше, чем на курсе К2.
Исследования показали, что студенты усваивали материал лучше при организации работы с применением информационных технологий в учебном процессе. Результаты оценивания знаний студентов, полученные в процессе эксперимента, представлены в виде графика (рис.1).
Рис.1. Изменение качества знаний студентов на курсах К1 и К2 в определенный период времени.
Мы видим, что качество знаний обучающихся в начале экспериментального периода на курсе К1 составило 18%, а на курсе К2 – 10,4%. К концу периода, после широкого применения информационных техно
Список литературы
Везиров Т.Т. Применение виртуальной информационно-образовательной среды вуза в подготовке бакалавров // Педагогический журнал. 2016. № 3. - С. 100
Гарскова И. М. Информационное обеспечение гуманитарных исследований в цифровую эпоху: модели формирования и развития // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2014. №3?(26). – С.76
Джагаева Т.Е. Проблема формирования инновационного взгляда студентов на окружающий мир через курс ?Концепции Современного Естествознания? // Инновационные технологии в образовании. 2019. № 2 (2) – С 93 - 100
Демкин В.П., Можаева Г.В. Гуманитарная информатика // Высшее образование в России. 2003. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnaya-informatika (дата обращения: 12.05.2021).
Завьялова М.П., Сухушин Д.В. Изменение установок гуманитарного образования в условиях становления информационного общества. Открытый междисциплинарный электронный журнал ТГУ ?Гуманитарная информатика?. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/ (дата обращения: 11.05.2021)
Зорина М.А. Информационные технологии в гуманитарном образовании // Проблемы науки. 2018. №10 (34). – С.29
Логун К.А. Использование информационных технологий в обучении студентов гуманитарных специальностей // Евразийский Союз Ученых. 2014. №8-3. – С.147
Развитие науки в эпоху цифровизации: проблемы, тенденции, прогнозы: [монография/ Андреев Н.А. и др.]; Петрозаводск: МЦНП ?Новая наука? 2021. – 105 с.: ил. – Коллектив авторов.
URL:https://pandia.org/text/78/188/32080.php (дата обращения 12.05.2021)
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii (дата обращения: 15.05.2021).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompyuternyh-tehnologiy-i-metodov-obucheniya-v-prepodavanii-gumanitarnyh-distsiplin-1 (дата обращения: 15.05.2021).
Bibliography
1. Vezirov T.T. Application of the virtual information and educational environment of the university in the preparation of
Результаты и дискуссия
Сегодня уже невозможно представить изучение социологических исторических психологических и других гуманитарных наук без использования ?цифры? [8]. При применении информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин ученые отмечают факт обогащения содержательного аспекта последних [1; С. 100].
За последние несколько лет создано множество ресурсов, предоставляющих гуманитариям методическую, программную, технологическую поддержку в режиме онлайн, например, средства визуализации, контент-анализа, виртуальной реконструкции, пространственного анализа. Они позволяют увеличить аналитическую компоненту, которая еще недостаточно представлена в существующих тематических ресурсах [2; С.76].
Разработка информационных ресурсов способствовала усилению взаимодействия гуманитарных и информационных