Правовой статус главы муниципального образования
ВВЕДЕНИЕ
Наличие института главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления является нововведением для российского муниципального права. Ранее законодатель опирался на то, что институт главы муниципального образования может быть предусмотрен. Так было закреплено в ранее действующем Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ (последняя редакция), который в настоящий момент утратил свою силу. Глава муниципального образования как обязательное звено российского самоуправления и как высшее выборное должностное лицо муниципального образования был впервые закреплен Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ №-131). Данный закон стал правовой основой публично-правового статуса Главы муниципального образования.
1 Теоретическо-правовые аспекты правовой категории «правовой статус муниципального служащего». 8
1.1 Теоретический аспект понятия правового статуса муниципального служащего
1.2 Основные подходы к пониманию юридической природы статуса главы муниципальных образований……………………………………………………….12
2.1 Права и обязанности главы муниципального образования. 19
2.2 Ограничения и запреты главы муниципального образования. 22
2.3 Гарантии деятельности главы муниципального образования. 30
3. Ответственность главы муниципального образования.. 36
3.1 Отраслевая ответственность главы муниципального образования. 36
- Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, 6 октября 2022 года) [Текст] // «Российская газета». – 2020. – № 144. – Ст. 4398.
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Текст] //Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 40 - Ст. 3822.
- Федеральный закон от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ (с изм. от 01.01.2023) "О муниципальной службе в Российской Федерации" [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 10 - Ст. 1152.
- Федеральный закон от 07.05.2013 г. N 79-ФЗ (с изм. от 26.05.2021) "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" [Текст] //Собрание законодательства РФ. - 2013.-N 19.-Ст. 2306.
- Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ (с изм. от 13.08.2023)"О противодействии коррупции" [Текст]// Собрание законодательства РФ - 2008.- N-52 (часть I). - Ст. 6228.
- Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (часть I) - Ст. 3.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - N 32. - Ст. 3301.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023) [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации - 2002 - N 1 (часть I) - Ст. 1.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Текст]//Собрание законодательства Российской Федерации - 2001. - N 52 (часть I) - Ст. 4921.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.06.2023) [Текст]// Собрании законодательства Российской Федерации - 1996. - N 25 - Ст. 2954.
Независимо от того, что преобладающее большинство глав муниципальных образований являются честными и добросовестными должностными лицами, в практике имеются случаи совершения должностных преступлений. Должностные лица, совершившие преступления, квалифицируемые как уголовно-наказуемые, несут уголовную ответственность наравне с иными физическими лицами, независимо от должностного положения и иного специального статуса. Однако, именно наличие публичных властных полномочий у главы муниципального образования наделяет его признаками специального субъекта преступления. В результате, субъект преступления можно охарактеризовать как физическое вменяемое лицо, состоящее на муниципальной службе, наделенное полномочиями должностного лица.
Квалификация преступления как должностного будет зависеть от того, связано ли данное деяние с исполнением служебных обязанностей, умышленным действием (или бездействием) должностного лица. Глава 30 Уголовного кодекса Российской Федерации относит к должностным лицам, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующим функции представителя власти или выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, органы местного самоуправления. Уголовная ответственность главы муниципального содержится в лишении и ограничении прав и свобод за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. В статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентировано, что ответственность главы за использование своих служебных полномочий невзирая интересам службы, в случае совершения деяния из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, или иных охраняемых законом интересов общества или государства. В части 1 и 2 статьи 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации закрепляется ответственность главы муниципального образования за совершение действий, выходящих за пределы полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со статьей 289 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривается наказание за создание должностным лицом организаций, занимающейся предпринимательской деятельностью, за участие в управлении указанной организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету в случае если данные деяния направлены на предоставления льгот и преимуществ, а также за покровительство в иной форме. На основании части 3 статьи 290 УК РФ получение взятки должностным лицом, не только наказывается законом, но и является отягчающим фактором. Помимо вышеизложенного к преступлениям со стороны главы муниципального образования законодатель относит также статьи 292 (подлог) и 293 (халатность) УК РФ.