Правовой статус главы муниципального образования

Скачать дипломную работу на тему: Правовой статус главы муниципального образования. В которой определено комплексное исследование теоретических и правовых положений о правовом статусе. Изучены понятие правового статуса главы муниципального образования
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.07.2025
Объем файла
617 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Наличие института главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления является нововведением для российского муниципального права. Ранее законодатель опирался на то, что институт главы муниципального образования может быть предусмотрен. Так было закреплено в ранее действующем Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ (последняя редакция), который в настоящий момент утратил свою силу. Глава муниципального образования как обязательное звено российского самоуправления и как высшее выборное должностное лицо муниципального образования был впервые закреплен Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ №-131). Данный закон стал правовой основой публично-правового статуса Главы муниципального образования. 

ВВЕДЕНИЕ. 5

1 Теоретическо-правовые аспекты правовой категории «правовой статус муниципального служащего». 8

1.1 Теоретический аспект понятия правового статуса муниципального служащего

1.2 Основные подходы к пониманию юридической природы статуса главы муниципальных образований……………………………………………………….12

2. Характеристика основных элементов структуры правового статуса главы муниципального образования.. 19

2.1 Права и обязанности главы муниципального образования. 19

2.2 Ограничения и запреты главы муниципального образования. 22

2.3 Гарантии деятельности главы муниципального образования. 30

3. Ответственность главы муниципального образования.. 36

3.1 Отраслевая ответственность главы муниципального образования. 36

3.2 Ответственность главы муниципального образования перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 53

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Нормативно-правовые акты
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, 6 октября 2022 года) [Текст] // «Российская газета». – 2020. – № 144. – Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Текст] //Собрание законодательства РФ. - 2003. -  N 40 - Ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ (с изм. от 01.01.2023) "О муниципальной службе в Российской Федерации" [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 10 - Ст. 1152.
  4. Федеральный закон от 07.05.2013 г. N 79-ФЗ (с изм. от 26.05.2021) "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" [Текст] //Собрание законодательства РФ. - 2013.-N 19.-Ст. 2306.
  5. Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ (с изм. от 13.08.2023)"О противодействии коррупции" [Текст]// Собрание законодательства РФ - 2008.- N-52 (часть I). - Ст. 6228.
  6.  Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (часть I) - Ст. 3.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - N 32. - Ст. 3301.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023) [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации - 2002 - N 1 (часть I) - Ст. 1.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Текст]//Собрание законодательства Российской Федерации - 2001. - N 52 (часть I) - Ст. 4921.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.06.2023) [Текст]// Собрании законодательства Российской Федерации - 1996. - N 25 - Ст. 2954.

Независимо от того, что преобладающее большинство глав муниципальных образований являются честными и добросовестными должностными лицами, в практике имеются случаи совершения должностных преступлений. Должностные лица, совершившие преступления, квалифицируемые как уголовно-наказуемые, несут уголовную ответственность наравне с иными физическими лицами, независимо от должностного положения и иного специального статуса. Однако, именно наличие публичных властных полномочий у главы муниципального образования наделяет его признаками специального субъекта преступления. В результате, субъект преступления можно охарактеризовать как физическое вменяемое лицо, состоящее на муниципальной службе, наделенное полномочиями должностного лица.

Квалификация преступления как должностного будет зависеть от того, связано ли данное деяние с исполнением служебных обязанностей, умышленным действием (или бездействием) должностного лица. Глава 30 Уголовного кодекса Российской Федерации относит к должностным лицам, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующим функции представителя власти или выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, органы местного самоуправления. Уголовная ответственность главы муниципального содержится в лишении и ограничении прав и свобод за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. В статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентировано, что ответственность главы за использование своих служебных полномочий невзирая интересам службы, в случае совершения деяния из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, или иных охраняемых законом интересов общества или государства. В части 1 и 2 статьи 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации закрепляется ответственность главы муниципального образования за совершение действий, выходящих за пределы полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со статьей 289 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривается наказание за создание должностным лицом организаций, занимающейся предпринимательской деятельностью, за участие в управлении указанной организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету в случае если данные деяния направлены на предоставления льгот и преимуществ, а также за покровительство в иной форме. На основании части 3 статьи 290 УК РФ получение взятки должностным лицом, не только наказывается законом, но и является отягчающим фактором. Помимо вышеизложенного к преступлениям со стороны главы муниципального образования законодатель относит также статьи 292 (подлог) и 293 (халатность) УК РФ.