Мифологическое в зауральской свадьбе
Введение
Тема «Мифологическое в зауральской свадьбе» была выбрана в силу роста интереса к современным представлениям о региональном фольклоре, отсутствия исследований именно мифологической составляющей в обрядах зауральской свадьбы. Настоящее исследование обращено к изучению мифологической составляющей в зауральских свадебных образах, а также мифопоэтике в зауральском свадебном фольклоре, в частности жанровому разнообразию зауральского свадебного фольклора и архаики, присутствующей в свадебной лирике.
В качестве теоретической базы исследования выступают работы по фольклористике свадебных обрядов (В.П. Аникин, В.И. Жекулина, И.В. Зырянов, И.Е. Карпухин, Н.П. Колпакова, Ю.Г. Круглов, A.M. Новикова, Р.П. Потанина, В.Я. Пропп, В.П. Федорова и др.), особенностям поэтике и поэзии свадебного фольклора (Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.И. Еремина, А.А. Потебня), особенностям свадебных обрядов Зауралья (А.Н. Зырянов, A.A. Лебедева, В.П. Федорова и В.А. Лапин, Ю. Г. Круглов, Т.Н. Золотова).
Содержание
Не найдено
Эти домашние звания, признанные в провинции и отдельных регионах, неизвестны в Зауралье в XVIII - первой половине XIX века. Персонажи, упомянутые в свадебной церемонии, "не только несколько драматически талантливых людей, они являются носителями и интерпретаторами традиций, а также представителями общественного контроля за функцией этой традиции в семейных делах ; данные о реальности существования таких постоянных исполнителей ключевых церемониальных ролей и их деятельности дают материал для одного из фундаментальных вопросов – о механизме социального контроля в сфере сознания" [77, 111]. П. С. Богославский, сравнивая свадьбы конца XIX века с древнерусские свадебные обряды, отмечал, что "становятся понятными условия, которые привели к утрате некоторых рангов из современных церемоний из-за утраты или распределения в новых условиях функций, принадлежащих этому рангу" [54, 57].
"Названия разных степеней, по совпадению и даже совпадению функций, говорят об их эволюции, которая может быть выявлена только при вертикальном изучении наименования свадебных степеней, то есть в историческом плане. Пример такого совпадения в некоторых местах можно увидеть в таких основных званиях, как дрожка и цияцкий, или дрожка и вежливый (медик), или цияцкий и великий Бойер" [54, 52].
Второй крупной работой в свадебном ряду следует считать исследование А. В. Гура под названием "О роли друзей в свадебной церемонии Северной России" [80]. Автор уделил больше внимания брачному званию – друг. А. В. Гура, опираясь на работу Д. К. Зеленина, посвященную роли друга в свадебном обряде Вятской губернии, подробно описал роль этого звания в свадебном обряде Русского Севера. Вместе с "другом" А. В. Гура упоминал старателя, тысяцкого, поездана, гвоздей, перевозчиков и т.д. В. Н.Серебренников [202] и В. П. их статьи были посвящены роли друга и его выступлениям на свадебной церемонии. Кузнецова [128].