Определение условий развития творческого мышления учащихся на занятиях информатики в профильном классе
Введение
Идеи о дизайн мышлении разрабатывались в трудах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской и многих других.Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного (дизайн) мышления при обучении информатики следует отметить работы Э. Бона, Г.И. Кругликова, А.В. Крылова, В.С. Кузина, Н.М. Сокольниковой и других.Ими были разработаны различные методики и теории развития творческого (дизайн) мышления. В настоящее время, чтобы успешно развивать дизайн мышление в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Так как наше время - это время перемен и современному обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к процессу преподавания. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых и способов решения заданий.
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогические основы развития дизайн мышления у учеников
1.1.Сущность теории мышления. Определение мышления в современной интерпретации
1.2 Общая характеристика видов мышления. Продуктивное и репродуктивное мышление
1.3 Компоненты дизайн мышления
2 Подходы к реализации обучения с использованием творческих задач на уроках информатики
2.1 Классификация творческих задач
2.2 Использование творческих заданий при изучении графического и текстового редакторов
2.3 Метод проектов в преподавании информатики
2.4 Творческие задания на уроках программирования
2.5 Методика организации и проведения творческих соревнований на уроках информатики
2.6 Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
3.Технология опыта через призму педагогических технологий, используемых в преподавании информатики
3.1Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
3.3 Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
3.4 Технологии развивающего обучения
3.5 Результативность опыта
Вывод
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
1. Анастази А. Психологическое тестирование. - Кн. 1. - М.: "Педагогика", 1982. - 316с.
2. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении. Департамент общего и дошкольного образования № 14-51-277/13 от 13.11.2003. Приложение: на 3 л.
. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. - М.: "Прогресс", 1976. - 144с.
. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ). - М.: "Мысль", 1979. - 230с.
. Бурлаков М. "Согеl Draw 11. Наиболее полное руководство". - С-Петербург: "БХВ-Петербург", 2003. - 395с.
. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: "Наука", 1987. - 334с.
. Воробъева Л.В. Программа: "Компьютерный дизайн и графика". - Межшкольный учебный комбинат о. Вязники, 2006. - 15с.
. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. - М.: Издат. центр "Академия", 1999.- 278с.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976. - 454с.
. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: "Педагогика", 1986. - 248с.
. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 268с.
. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: "Педагогика", 1981. - 254с.
. Комолова Н.В., Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Corel Draw12. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006 - 640с.
Предмет исследования - дизайн мышление. Хотя это понятие давно употребляется в психологической литературе, его содержание дискуссионно. Обращаясь к анализу литературы, была поставлена задача: выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют понятие " дизайн мышление", как решают вопрос о соотношении продуктивных и репродуктивных компонентов мыслительной деятельности.Для зарубежной психологии весьма типичен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный. Представителями первого подхода были ассоцианисты (А. Бэн, Д. Гартли, И. Гербарт, Т. Рибо и др.). Характеризуя мышление с идеалистических позиций, они сводили суть его к отвлечению от несходных элементов, к объединению сходных элементов в комплексы, их перекомбинации, в результате которых не возникает ничего принципиально нового.В настоящее время репродуктивный подход нашел свое выражение в теории бихевиоризма (А. Вейс, Э. Газри, Ж. Леб, Б. Скиннер, Э. Торндайк и др.). Эта теория привлекла внимание ученых своей установкой на разработку точных методов изучения психики, на объективность подхода к анализу психических явлений, однако сам анализ бихевиористы осуществляли с позиций механического материализма.