Климатическая повестка во взаимоотношениях России и ЕС в области энергетики
ВВЕДЕНИЕ
Объектом исследования в работе выступают Европейский Союз и его отдельные государства-члены и Российская Федерация.Предмет исследования – энергетический и климатический фактор в политике двух ключевых игроков – ЕС и России.
Цели и задачи исследования. Исходя из энергетическо-политической актуальности и научной значимости проблемы, была поставлена цель работы: комплексно расследовать энергетический аспект сотрудничества объектов исследования, влияние на него климатической повестки дня и предложение потенциального направления будущего сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 – ЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ЕС
1Исторический контекст
2Отношения на современном этапе
3Политика ес в сфере энергетики
4Стратегия России в энергетическом направлении
ГЛАВА 2 – БОРЬБА С КЛИМАТИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ – ЕС И РОССИЯ
1Политика Европейского Союза в экологическом направлении
1.1Green Deal и его перспективы
2Россия и борьба с изменением климата
2.1Международный контекст и его потенциал
ГЛАВА 3 – ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННЕГО «ЗЕЛЁНОГО ПАРТНЕРСТВА»
1Евросоюз – оппонент или партнер?
2Каковы перспективы для России?
3«Зеленое партнерство»
3.1Водород
4Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Официальные документы:
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf (дата обращения: 03.05.2022).
Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/energy_doc/ (дата обращения: 03.05.2022).
Концепция развития водородной энергетики в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/5JFns1CDAKqYKzZ0mnRADAw2NqcVsexl.pdf (дата обращения: 03.05.2022).
«Зеленая сделка» Европы. European Commission (EC) (2019a). The European Green Deal. COM (2019) 640 final. Brussels. 11 December. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/european-green-deal-communication_en.pdf (дата обращения: 23.02.2022).
European Commission (EC) (2020b). Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council Establishing the Just Transition Fund. COM (2020) 22 final. Brussels, 14 January. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52020PC0022 (дата обращения: 06.05.2022).
Правительство России и Европейская комиссия: Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://policy.asiapacificenergy.org/sites/default/files/Roadmap%20for%20Russia%20-%20EU%20Energy%20Cooperation%20until%202050%20%28RU%29.pdf (дата обращения: 06.05.2022).
Учебные пособия, статьи:
Современные международные отношения, 1991-2020 гг.: Европа, Северо-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка: учебник / под ред. Б.Ф. Мартынова, Ю.В. Боровского, О.В. Шишкиной. – Москва: Издательство АСТ, 2021.;
С другой стороны стоит укрепление недоверия и открытая истерия вспыхнувшая в ЕС еще до начала Россией специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. Исходя из положений Совместного заявления об отношениях между ЕС и Россией, ЕС продолжает укреплять свою устойчивость и энергетическую безопасность путем диверсификации своих международных источников и поставок, а также путем создания единого энергетического, в частности газового рынка ЕС. По словам европейских экспертов, это было достигнуто за счет более совершенного «аппаратного обеспечения» (например новая инфраструктура, трубопроводы с обратным потоком, дополнительные хранилища и терминалы для сжиженного природного газа). Энергетические отношения между ЕС и Россией характеризуются значительной степенью взаимозависимости: Россия в настоящее время является основным поставщиком энергии в ЕС, который, безусловно, является первым направлением экспорта энергоносителей из России. Неоспоримо, что решительным продвижением политического курса ЕС к декарбонизации, энергетическая независимость ЕС будет расти, а зависимость от российских поставок в целом уменьшится. Власти ЕС заявляют, что экспорт энергоносителей из России в ЕС значительно сократится в течение следующих 10-20 лет, в следствие чего ожидаются неизбежные последствия для внутреннего рынка России. Подобная риторика ужесточается в конце февраля 2022 г. Власти Европейского Союза заявляют об отказе от импортов российских энергоносителей в кратчайших возможных сроках, но по мнению экспертов и европейских представителей проводивших более прагматичную политику, на данный момент не существует альтернативных источников энергоносителей и жесткий отказ приведет не только к повышению цен на энергии, но и к их нехватке и постепенному ухудшению условий жизни простых европейцев. Исходя из этого можно повторить, что энергетический сектор должен стать предметом избирательного взаимодействия ЕС с Россией. Стабильные и экономически выгодные поставки энергоносителей в Европу бесспорно являются привлекательными для властей ЕС.