Порядок формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что решение проблемы, связанной с формированием и исполнением федерального бюджета, гарантирует снижение социальной напряженности. Именно поэтому представители различных уровней власти обязаны детально представлять, как формируются и на какие цели пойдут бюджеты. Федеральный бюджет РФ прочно связан с движением и перераспределением ВВП и национального дохода, формируемого в секторе материального производства. Объем бюджета непосредственно связан с уровнем развития общественного производства в регионах. Бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Как главный финансовый план страны бюджет закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Понятие федерального бюджета 5
1.2 Состав и структура федерального бюджета РФ 10
1.3 Порядок формирования федерального бюджета 14
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 22
2.1 Понятие и структура нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ 22
2.2 Анализ поступления нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2020-2021 годах 27
2.3 Анализ направлений использования средств федерального бюджета 32
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ НЕФЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020).
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ.
4. Федеральный закон от 15.10.2020 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году».
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
7. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р.
8. Аврамчикова Н.Т. Государственные и муниципальные финансы. = М.: Юрайт, 2020. - 175 c.
9. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.
10. Алехин Б.И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
11. Андреев Р.Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования / Современные тенденции развития науки и технологий. - 2018. - № 3-11 (24). - С. 36-38.
12. Барулин С.В. Финансы. – М. : КноРус, 2017. – 640 с.
13. Берзон Н.И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
14. Габдуллина Г.К., Зиннурова, Ф.М. Понятие и сущность бюджетирования на предприятии, виды и содержание бюджетов / Современное общество и власть. - 2017. - № 2 (12). - С. 163-168.
15. Гасанов Г.И. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии // Молодой ученый. - 2019. - №11. - С. 1828-1833.
16. Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е.А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.
17. Грачева Е.Ю., Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.
18. Емельянова Е.Е. Проблемы и приоритеты развития муниципалитетов российской Арктики в условиях кризиса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14, № 10. – С. 1830 – 1844. Электр. ресурс: https://doi.org/10.24891/ ni. 14. 10. 1 8 30
19. Иванов О.К. Бюджетирование как элемент управления финансовыми ресурсами / Молодежь и наука. 2017. - № 4.3. - С. 77
20. Кузнецова Е.К., Хаиров Б.Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
21. Кузулгуртова А.Ш. Построение механизма государственной финансовой политики и его основные элементы / А.Ш. Кузулгуртова // Финансы и кредит. – 2017. – № 34 (418). – С. 53-60.
22. Ладыгин В.В. Бюджетирование и контроль на предприятии. — М.: ЛЕНАНД, 2020. — 530 с. // [Электронный ресурс] URL: http://urss.ru/253247
23. Лепёшкина К.Н. Преодоление современного финансово-экономического кризиса в России: анализ в свете мировой практики антикризисных мер // Молодой ученый. - 2019. - № 7. - Т. 1. - С. 94-99.
24. Максимов Ю.А. К вопросу о финансовой политике РФ в сфере регулирования внешней торговли / Современная научная мысль. - 2020. - № 2. - С. 148-155.
25. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2018. – 393 с.
26. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для вузов / А.С. Нешитой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2017. - 640 с.
27. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. - 11-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2017. - 312 с.
28. Полтавченко А.А., Седых Н.В. Финансовая политика России на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2017. - № 43. - С. 186 – 191.
29. Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2017. — 333 c.
30. Самсонов Н.Ф. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник. - М.: ИНФРА-М, - 2017. - 364 с.
31. Тюрина Ю.Г., Троянская М.А. Развитие моногородов в эпоху цифровизации через систему налоговых стимулов // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. Т. 8. - № 2(27). – С. 344-347.
32. Особенности исполнения федерального бюджета в 2021 году. Электр. ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/69091e633bf 629eda90af6643b728a99e68a93c2/
Естественно, что основными доходами бюджетной системы большинства стран, здесь - Российской Федерации, являются налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с налогоплательщика (в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств) в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения за вычетом разрешенных законодательством налоговых льгот, если таковые имеются. Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную или физическую характеристику, если законодательство связывает с ним (основанием) возникновение обязанностей по уплате налога. Все налоги подразделяются, кроме того, на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относят подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.