Использование технологии проблемного обучения в профессиональной подготовке специалиста строительной отрасли в колледже
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы и сложные задачи – это то, что присутствует в жизни любого человека, любой сферы жизни, любой науки и т.д. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в учебные заведения, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
1.1 История развития и становления проблемного обучения.
1.2Характерологические особенности применения технологии проблемного обучения в учебном процессе колледжа.
1.3 Основные этапы проблемного обучения в системе среднего профессионального образования.
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ.
2.1 Методическая структура работы преподавателей учреждения среднего профессионального образования при подготовке к проведению проблемного занятия.
2.2 Практические аспекты реализации технологии проблемного обучения в профессиональной подготовке специалиста строительной отрасли.
2.3 Разработка содержания практического занятия разделу профессионального модуля ПМ 05 Выполнение работ по рабочей профессии в строительной отрасли по теме «Выполнения простой штукатурки в учебно-строительном классе»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение 1. ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ «ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОСТОЙ ШТУКАТУРКИ В УЧЕБНО-СТРОИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ» 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии: учебник / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. – М.: Инфра-М, 2019. – 335 с.
2. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании [Текст] / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. – М.: Троицк, 2014. - 162 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика / В.И. Андреев. - К.: Центр инновационных технологий, 2014. - 605 с.
4.Бобрович, Т.А., Беляева О.А. Методика преподавания общепрофессиональных и специальных учебных предметов (дисциплин) : учеб. - метод. пособие / Т. А. Бобрович, О. А. Беляева. – Минск : РИПО, 2016. 195с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
6. Васильева, Ю.В. Проблемные ситуации как средство формирования компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов колледжа: учебно-методическое пособие / Ю.В. Васильева, И.Д. Белоновская.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 167 c.
7. Васюкова М. В. Особенности применения проблемного подхода к обучению экономической теории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 6–10.
8. Газгиреева, Л.Х. История педагогики и образования: государственная педагогика России / Л.Х. Газгиреева. – М.: Юрайт, 2019. – 149 с.
9. Гаимназаров, О. Г. Сущность педагогической инновации в профессиональных колледжах // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 403
10. Громова, А.П. Современные образовательные технологии. Кейсметод // Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2014.
11. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования. XX-XXI века. Учебник / А.Н. Джуринский. – М.:Юрайт, 2019. – 282 с.
12. Калашникова, Е. Ю., Коновалова И. А., Ловянникова В. В. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации // Молодой ученый.
Наиболее значимые исследования, в которых поднимались вопросы истоков проблемного обучения, были написаны в 60 – 80-х гг. ХХ века. Для наглядного отображения можно представить эти работы в хронологической последовательности: A. M. Матюшкин «Некоторые проблемы психологии мышления», В.Оконь «Основы проблемного обучения», A. M. Матюшкин «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», И. Я. Лернер «Проблемное обучение: основные вопросы теории», В. Кудрявцев «Психология технического мышления», М. И. Махмутов «Проблемное обучение: основные вопросы теории», Т. А. Ильина «Проблемное обучение – понятие и содержание», А. В. Брушлинский «Психология мышления и проблемное обучение», В.Т.Кудрявцев «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы», Вместе с тем каждый автор выбирает свой предмет в объекте «истоки проблемного обучения». Несомненно, что многие теоретические исследования, являющиеся основными на данный момент, были написаны, начиная с 70-х годов. ХХ века. Кудрявцев пишет: «Должны отметить, что публикация основных теоретических работ в исследуемой области, обобщивших накопленный опыт и задавших ориентиры новым исследованиями, приходится в нашей стране на первую половину 70-х гг. В следующие годы теоретическому анализу подвергались лишь некоторые аспекты проблемного обучения; внимание исследователей оказалось направленно на вопросы его конкретной технологии, методики». Вопросы проблемного обучения рассматриваются в контексте преподавания различных учебных предметов в школах, а также в высших учебных заведениях. При этом очевидно, что «…все это с необходимостью должно было повлечь за собой глубокое практическое обобщение достигнутого, а в конечном итоге, привести к новому этапу формирования теории проблемного обучения. Наоборот, в 80 – х гг. удельный вес именно теоретических разработок в области проблемного обучения сократился».