Изучение возникновения и первых веков распространения ислама в школьном курсе всеобщей истории
Введение
Актуальность исследования. Ислам – самая молодая монотеистическая религия в мире. Появившись в начале VII столетия нашей эры ислам всего за два столетия стал доминирующей религией на Ближнем Востоке, а влияние халифата распространилось от Кавказа до Африки и от Тибета до Испании. Ислам объединил под своим знаменем сотни народов и стран, а мусульманское сообщество стало одним из самых сильных в мире. На данный момент по числу приверженцев ислам занимает в мире второе место, число мусульман составляет около двух миллиардов человек. Страны, которые являются мировыми лидерами по населению или страны, которые активно развиваются в данном направлении являются мусульманскими. Это прежде всего Пакистан, Индонезия, Малайзия, Иран, Египет, Казахстан и другие державы. Мусульмане проживают в ста тридцати странах по всему земному шару, а в двадцати восемь государствах мира ислам является официальной государственной религией.
Многие ученые, философы и политические деятели прошлого ст
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА I. Зарождение ислама и становление Арабского халифата.........................................9 – 34
1.1. Пророка Мухаммед как историческая личность, начало мусульманской эры и политическое оформление халифата.....................9
1.2. Специфика государственного устройства в халифате Омеядов................17
1.3. Багдадский халифат и «золотой век» арабской культуры..........................23
ГЛАВАII. Экспансия Арабского халифата и распространение ислама в Азии, Африке и Европе............35 – 47
2.1. Арабские завоевания на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Испании......................35
2.2. Войны Арабского халифата в Закавказье и на Восточном Кавказе..........43
ГЛАВА III. Особенности изучения возникновения и первых веков распространения ислама в школьном курсе всеобщей истории ...........................48 – 54
3.1. Анализ учебной и учебно-методической литературы по вопросам изучения средневековой истории Ближнего Востока........................................48
3.2. Практическое применение темы «Возникновение и первые века распространения ислама» в контексте внеурочной деятельности учащихся..51
Заключение .................55 – 56
Список источников и литературы................................................................57 – 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Жизнеописание Пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль Баккаи, со слов Ибн Исхака аль Мутталиба (первая половина VIII века) / Перевод с арабского Н. А. Гайнуллина. М.: Умма, 2007 - 656 с.
2. Агибалова Е. В. История средних веков : Учебник для 6-го кл. / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. - 20-е изд. - М. : Просвещение, 2012. – 271 с
3. Коран. РАН, Ин-т востоковедения, Дагестан. гос. ун-т; отв. ред. В. Д. Ушаков; пер. с арабского. и коммент. М. - Н. О. Османова. М.: Ладомир, 1999. – 926 с.
4. Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов / Пер. с араб., предисл. и примеч. И. Б. Михайловой. М., 1983. – 202 с.
5. Хрестоматия по исламу. Пер. с араб., введ. и прим. / Составитель С. М. Прозоров. М., 1994. – 411 с.
6. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах / Пер. с араб., введ. и коммент. С. М. Прозорова. Москва, 1984. – 331 с.
7. 100 повелений Пророка Мухаммеда из книги имама Ша‘рани «‘ухуду аль-Мухаммадия» – Махачкала: 2010. – 175 с.
УЧЕБНАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Агибалова, Е.В. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в трёх частях / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под редакцией А. А. Сванидзе. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2021. – 133 с.
2. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Шевченко. – Москва : Просвещение, 2022. – 128 с.
3. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свен циц кая ; под ред. А. А. Искендерова. – 11-е изд. – Москва : Просвещение, 2021. – 303 с.
4. Игнатов, А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского): пособие для учи-телей общеобразоват. организаций / А. В. Игнатов. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2022. – 112 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. — М.: Высшая школа, 1970. – 608 с.
2. Алиев Б., Ахмедов Ш.М., Умаханов М.С. Из истории средневекового Дагестана. М, 1970. – 235 с.
3. Армстронг К. Ислам. Краткая история от начала до наших дней: моногр. / Карен Армстронг. - М.: Эксмо, 2011. – 320 c.
4. Артамонов М.И. История хазар / М.И. Артамонов. – Ленинград, 1962. – 522 с.
5. Айтберов T.M. Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв. (к хронологии и географии борьбы с мусульманами) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986. – 121 с.
6. Атаев Д.М. Христианские
На протяжении всего существания Омейядского халифата наблюдался процесс развития общественных отношений в государстве. Массовый переход в ислам завоеванных народов, и концентрация в руках мусульман земель, принадлежавших немусульманскому населению, привели к уменьшению доходов государства. В 700 году иракский наместник Хаджадж ибн Юсуф обнародовал закон, по которому новообращённые мусульмане не освобождались от джизьи, а переход земли к мусульманам не освобождал от хараджа. Положение отменил халиф Умар ибн Абдул-Азиз в 718 – 719 годах. Его преемники восстановили политику предшественников, вызвав волну антиомейядских выступлений. В результате восстания Абу Муслимы власть перешла к династии Аббасидов.
Первые халифы создали для империи стабильную администрацию, следуя практике Византийской империи, которая управляла ранее этим регионом. Позже эту систему унаследовали Аббасиды. Она состояла из четырех правительственных ветвей:
Политическое управле