Имперское "восточничество" князя Э. Э. Ухтомского как политико-философское явление в русской интеллектуальной мысли рубежа XIX–XX вв.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе целый ряд причин обуславливает непреходящий исследовательский интерес к проблеме взаимодействия Востока и Запада и к её интерпретациям в различных философских теориях и политических доктринах. Проблема взаимодействия Востока и Запада остаётся актуальным предметом дискуссий, нацеливающих мировое сообщество на формирование сбалансированного взаимодействия сил, которые долгое время воспринимались как разнонаправленные, но на сегодняшний день должны скорее выступать как дополняющие друг друга.
Другой причиной, стимулирующей исследовательский интерес к проблеме Восток-Запад, является всё более усиливающееся в современном мире влияние «восточного» фактора, который проявляет себя и в демографических, и в экономических процессах, и в конфессиональных взаимодействиях, и в проявлениях культурного диалога.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Восточные ориентации русской культуры на рубеже XIX – XX вв. 10
1.2. Особенности геополитики Российской империи на рубеже XIX – XX вв. по отношению к Востоку. 17
Глава 2. «Восточничество» Э.Э. Ухтомского как диалог культур. 35
2.1. Князь Э.Э. Ухтомский: жизнь, деятельность, идейное наследие 35
2.2. Стратегия продвижения России на Восток в геополитической концепции Э.Э. Ухтомского 51
Приложение………………………………………………………………………80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Витте, С. Ю. Воспоминания. В 3 т. — Таллинн; Москва: Скиф Алекс, 1994. — 576 с.
Лукьянов, С. М. Запись бесед с Э. Э. Ухтомским / C.М. Лукьянов // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв.: Альманах. — Москва: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1992. — С. 393–402.
Мещерский, В. П. Письма к императору Александру III. 1891—1894 /В. П. Мещерский. — Москва: Новое литературное обозрение, 2018. — 463 с.
Николай II. Дневник императора Николая II, 1890-1906 гг.— Москва: Орбита, 1991.— 736 с.
Санкт-Петербургские ведомости. 1905. 22 октября (4 ноября). № 245. — С. 1.
Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 2(15) июня. № 121. — С. 1.
Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 2(15) июня. № 121. — С. 1.
Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 5(18) июня. № 123. — С. 3.
Соловьев, B.C. Рецензия на книгу кн. Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Ё. И. В. Государя Наследника Цесаревича 1890 - 1891». — Санкт-Петербург: Лейпциг, 1893 - 1894.
Соловьев, М. Восток Дальний и Восток Ближний // Санкт-Петербургские ведомости. 18 февраля 1897. — С. 3.
Суворин, А.С. Дневник. — Москва, 1992. — 495 с.
Ухтомский, Э.Э. Из китайских писем. — Санкт-Петербург: Паровая скоропечатня «Восток», 1901. — 31 с.
Ухтомский, Э.Э. К событиям в Китае. Об отношениях Запада и России к Востоку. — Санкт-Петербург: Паровая скоропечатня «Восток», 1900. — 87 с.
Ухтомский, Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича. В 3-х томах, 6-ти частях. — Санкт-Петербург, Лейпциг: Типография Ф.А. Брокгауза, 1893-1897. — 472 с.
Литература
Ашихмин, А.В. Концепты «колониализм» и «антиколониализм» в оценках интеллектуального наследия князя Э. Э. Ухтомского (1861-1921). Русско-японская война 1904-1905. Взгляд через столетие / Под ред. О.Р. Айрапетова. — Москва: Три квадрата, 2004. — 656 с.
В. В. Розанов утверждал, что Европа и Азия слишком несоизмеримы, что они смотрят друг на друга, удивляются, но не «проницают». Восток для европейцев иррационален, непонятен. Русские, по мнению мыслителя, способны к сочувствию китайцам, в то время как многим европейцам присущи «вероломство и эгоизм» в отношении стран Азии («Китай и Россия»). Современные китайские философы признают особенную близость русской мысли для себя. Например, профессор Джан Байчун считает, что китайцы воспринимают западную философию сквозь призму русской.
«Восточники» чаще всего пишут об «Азии», подразумевая под ней Монголию, Корею и Китай. Япония, также упоминаемая в этом контексте, остальной – миролюбивой и отсталой в культурном отношении Азии — противопоставляется как страна агрессивная, «коварная» и склонная к усвоению европейских культурных ценностей. Таким образом, в своем понимании «Азии» «восточники» отражают определенные представления русского общества, сложившиеся в 80-е гг.