Литература жанра фэнтези на современном книжном российском рынке
ВВЕДЕНИЕ
В искусстве фантастика как разновидность художественной литературы известна еще с древних времен. В литературе фантастика прошла долгий путь от мифов к сказкам, от сказок и легенд к литературе. Развитие фантастических жанров шло параллельно и иногда они в чем-то соприкасались. В настоящее время существует три направления фантастики – фэнтези, научная фантастика и ужасы. Именно фэнтези как направлению фантастики посвящена эта выпускная квалификационная работа. В последнее время в современной фантастической литературе на первое место выходит направление фэнтези, являющееся наиболее развитым в литературе, таким образом расширяя читательскую аудиторию. Фэнтези занимает самое высокое место по популярности у современного читателя, среди всех направлений фантастики.
Популярность связана с тем, что читателю предоставляется уникальная возможность отдохнуть и разгрузиться после тяжёлого дня, убежать от реальности в параллельный мир, где не действуют законы Вселенной. Большинство иссл
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Значение фэнтези в современном литературном процессе 5
1.1. История литературы фэнтези 5
1.2. Определение и стилистические особенности литературы фэнтези 14
1.3. Типологическое многообразие современного русского фэнтези 19
1.4. Фэнтези как жанр массовой литературы 23
ГЛАВА 2. Современный книжный российский рынок: особенности функционирования литературы фэнтези 26
2.1. Читательская аудитория и востребованность фэнтези-литературы 26
2.2. Издательства, формирующие рынок фэнтези в России 34
2.3. Какой должна быть книга фэнтези чтобы быть успешной на рынке? 39
2.3.1. Тренды в фэнтези в 2022-2023 гг. 41
ГЛАВА 3. Анализ романа-фэнтези М. Семеновой «Валькирия» 44
3.1. Роман «Валькирия» на книжном рынке 44
3.2. Сюжет и композиция романа «Валькирия» 45
3.3. Система персонажей и конфликтов в романе «Валькирия» 52
3.4. Фольклорно-мифологические мотивы и образы в романе М. Семеновой «Валькирия» 62
3.5. Роман «Валькирия» как авторский миф 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст] / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М. : 1975 – С. 234-236.
2. Белов В. Я. Современные читательские предпочтения подростков и юношества [Текст] / В. Я. Белов // Библиосфера. – 2014. – №1. – С. 31-37.
3. Беренкова В. М. Жанр фэнтези - выбор пути [Текст] / В.М. Беренкова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – №6. – С. 23-238.
4. Быков Д. Сказка для потерянных детей [Текст] / Д. Быков // Эхо планеты. – 2009. – №29. – С. 44.
5. Васильева Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : специальность 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (английская)» : диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Н. И. Васильева // Казанский федеральный университет. – Казань : 2005. – С. 25.
6. Волшебно-сказочные корни научной фантастики [Текст] / отв. ред. Е.М. Неелов // Издательство ЛГУ – Ленинград : 1986. – С. 127-377.
7. Галиев С.С. Классификация жанра фэнтези. Произведения Дж.Р.Р. Толкина [Текст] / С.С. Галиев // Андреевские Чтения. Литература XX века: итоги и перспективы изучения. – М. : 2010 – С. 240-252.
8. Гатина А.Э. Введение в теорию коммуникаций: учебное пособие для студентов бакалавриата гуманитарных напр. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2017. – 104 с.
9. Гопман В.Л. Фэнтези [Текст] / В.Л. Гопман // Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.М. Николюкина. – М. : Н. П. К. Интелфак. – 2001. – С. 1161-1164.
10. Григорьева, Е. И. Основы издательского дела. Электронное издание : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Григорьева, И. М. Ситдиков. – М. : Юрайт, 2023. – 439 с.
11. Губайловский В. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра [Текст] / В. Губайловский // Новый мир. – 2002. – № 3. – С. 174-185.
12. Гусарова А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики : специальность
Это явление довольно симптоматично для нашего времени, особенно потому, что не только толпы детей старались как можно быстрее познакомиться с силой волшебства этого мальчика, но и – как я читал – эти сказки пришлись по вкусу и взрослым читателям. Таким образом, это выглядит так, будто успех сочинения зависит от расстояния, которое отделяет его сюжет от реального мира, в котором мы живем и который как будто все меньше нам нравится. Короче говоря, мы называем это бегством от реальности, или эскапизмом» [Лем 2009, с. 331].
Книга рассматривается как продукт, дающий возможность отвлечься от насущных проблем. Это желание «убежать» в новую, иную реальность –типичное для представителей современного общества потребления – и находит отражение в чтении фэнтези-литературы. Далее постараемся ответить на вопрос: за счет чего это происходит?
Рассмотрим пять жанрообразующих признаков фэнтези, непосредственно влияющих на рост его популярности.
1. Создание «вторичного» мира, непохожего н