Интеллектуальный и человеческий капитал в современных компаниях (на примере ООО “Нинтегра”)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопроса формирования человеческого и интеллектуального капитала определена современными реалиями мирового социально-экономического развития, а также спецификой современных условий России. Интеллектуальный капитал представляет собой нематериальную ценность бизнеса, содержащую такие элементы как человеческий капитал, относительный капитал и структурный капитал. Его главный носитель - высококвалифицированный персонал компании, обладающий знаниями, информацией, опытом, профессиональными навыками и компетенциями.По мере развития экономики России многие предприятия сталкиваются с необходимостью формирования интеллектуального капитала как основы конкурентоспособности экономических систем. В условиях инновационной экономики особое значение приобретает развитие интеллектуального капитала, который является ключевым фактором повышения эффективности деятельности предприятия в условиях перехода к цифровой экономике.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Информация и знания как особый вид ресурсов современного общества
1.2 Интеллектуальный и человеческий капиталы в рамках теории капитала
1.3 Современное понимание сущности интеллектуального капитала и его роль в условиях перехода к цифровой экономике
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ
2.1 Характеристика деятельности ООО «Нинтегра» в сфере использования интеллектуального капитала
2.2 Системный подход в управлении интеллектуальным капиталом
2.3 Принципы, формы и методы формирования, развития и оценки интеллектуального капитала
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ГЛАВНЫХ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
3.1 Тенденции формирования и развития интеллектуального капитала в условиях перехода к цифровой экономике
3.2 Обоснование стратегических направлений повышения эффективности использования интеллектуального и человеческого капитала
3.3 Эффективность использования инструментов защиты интеллектуального капитала на макро- и микроуровнях экономической системы
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложения
СПИСОК
Агафонова, А.Н. Методологические аспекты управления информационными услугами на информационном рынке / А.Н. Агафонова // Вестник Тюменского Государственного Университета. - 2012 г.
Алексеева Н. С. Анализ понятия и сущности интеллектуального капитала в экономике //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2019. – Т. 12. – №. 3.
Андреева Т., Гаранина Т. Влияние интеллектуального капитала на результаты деятельности российских производственных компаний //Форсайт. – 2017. – Т. 11. – №. 1. C.56-64.
Антология экономической классики. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 600 с.
Батавина М.А. Факторы повышения эффективности человеческого капитала // Политика, экономика и инновации. 2017. №3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-povysheniya-effektivnosti-chelovecheskogo-kapitala
Батагов Г. Э. Роль человеческого капитала в цифровой экономике //От" Капитала" к цифровой экономике. – 2019. – С. 291-297.
Бенедиктов М.А., Джамай Е.В. Идентификация и измерение интеллектуального капитала инновационно активного предприятия // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 83-108.
Валишин Е.Н. Возможности обучения и развития ключевых сотрудников с высоким потенциалом в организации // Сборник научных статей Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. М.: 2017. С. 17-29
Владимирова Ц. Д. Развитие теории человеческого капитала организации в цифровой экономике //Российское предпринимательство. – 2018. – Т. 19. – №. 9. – С. 2671-2690.
Власова Д. В., Байракова И. В. Человеческий капитал в формате цифровой экономики //Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике. – 2020. – С. 39-42.
Ганина С. А. Инструменты управления человеческим и интеллектуальным капиталом компании в условиях цифровой экономики //Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2019.
В IT – компаниях от проекта к проекту меняются инструменты и методы управления интеллектуальным капиталом, роли участников процесса формирования интеллектуального капитала, но многим организациям не хватает гарантии повторяемости проектных процедур со стабильно высоким качеством выдаваемых результатовВ любом проектном офисе в интернет-компании используються довольно четкие и проработанные методологии управления требованиями, заимствованными из инженерии программного обеспечения. Эти методологии оказываются избыточно сложны и не учитывают специфику формирования интеллектуального капитала. Структура интеллектуального капитала в IT – компаниях включает разработку ПО сборки , внедрения в интернет-проектах, дизайн, проектирование, аналитика. Конечно, в том или ином виде все это присутствует и в построении программных систем, но все-таки есть множество различных элементов - разработка определенной системы для оператора, создание сайта для произвольного набора совершенно разнородных пользователей.Но не во всех IT – компаниях есть экспертиза системного анализа, необходимая для использования инструментов из программной инженерии (например, семейства IBM Rational), да и для представителей заказчика эти инструменты, как правило, попросту непонятны, поэтому возникает риск неэффективной совместной работе (например, SCRUM) при таком системном подходе .