Перспективы освоения Арктики в стратегических интересах России
ВВЕДЕНИЕ
Арктика славится богатством природных ресурсов и географическим расположением: через её земли проходит наикратчайший морской маршрут из Азии в Европу. Но суровый климат арктического региона долгое время не вызывал интерес международной общественности с точки зрения развития мировой экономики. Но с недавних пор глобальные климатические изменения вносят крутые коррективы в процессы международного сотрудничества в Арктике. Арктические земли «открываются» и по этой причине занимают все более важное место на международной повестке дня.Конечно, огромный интерес всего мира к арктическим территориям исходит из факта глобального потепления: каждый год разработка энергоресурсов Арктики становится более доступной благодаря таянию многовековых льдов. Именно это позволяет реализовать в полной мере транспортный потенциал арктического региона. Также можно отметить, в наши дни арктические страны стоят на самом старте решения международно-правовых вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ РОССИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
1Советские годы
2 Арктическая политика России в современные годы
3 Влияние украинского кризиса на политику России в Арктике
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В АРКТИКЕ
1 Обенности управления в Российской Арктике
2 Вопросы организации управления в Российской Арктике
3 Стратегия развития арктической зоны до 2020 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
УКАЗЫ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» от 21.04.2014 (ред. от 31.08.2017) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. – Режим доступа: http://government.ru/docs/29164/
Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. – ст. 234, ст. 236
Концепция внешней политики РФ от 15.07.2008 [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения 01.12.2022 г)
Об утверждении положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176903/b7713dcc80c25fb5af77b04b01c842466b691614 Постановление Правительства Российской Федерации № 228 от 14 марта 2015 г (дата обращения 01.12.2022)
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18.09.2008 [Электронный ресурс] // Российская газета. – Режим доступа: https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovydok.html
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2015 N 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»; [Электронный источник] / Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/arkt/documents/ (дата обращения 01.12.2022 г)
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»; [Электронный источник] / Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/arkt/documents/ (дата обращения 01.12.2022 г)
Невзирая на то, что «мурманские инициативы» являлись большим толчком того времени для сотрудничества стран в Арктической зоне и развития на тот момент распространенной «политики нового мышления», воплощены в жизнь они были не на 100%. Если говорить о сотрудничестве стран, имевших территории в Арктике, то появившаяся на свет благодаря Горбачеву политика получила отклик в партнерстве Советского союза и Финляндии, конкретнее в теме экологии. После поездки советского лидера в Финляндию, в 1989 году, были подписаны 3 документа, которые касались урегулирования проблемы загрязнения воздуха в прилежащих к общей границе регионах, а также минимизирование последствий от выбросов нефти. Также следует добавить, что представителями обеих государств был составлен и подписан договор о сотрудничестве в Кольском районе. Все принятые далее соглашения явились основой «процесса Рованиеми» 1991 года, в итоге восемь стран, которые через некоторое время стали членами-учредителями Арктического совета, была согласована Арктическая стратегия по защите окружающей среды, которая в большой степени оказала влияние на существующие сейчас принципы урегулирования вопросов в арктической зоне.Также стоит отметить, что сам Михаил Сергеевич во время посещения Финляндии в 1989 году, к положительным итогам воплощения «мурманских инициатив» отнес такие перемены в международных отношениях, как: договоренность об изъятии ядерного оружия морского базирования на Балтийском море, подписание Договора о ликвидации ракет малой и средней дальности. Ещё вследствие реализации данной политики Советскому Союзу получилось найти решение территориальных разногласий с Норвегией в Баренцевом море. Сто семьдесят пять тысяч километров квадратных, к 1991 году, спорной территории в вышеупомянутом море, в так называемой «серой зоне», осталось лишь 40 километров квадратных неразграниченной земли.