Конкуренция и ее значение в современной экономике
ВВЕДЕНИЕ
Общепризнано, что конкуренция является неотъемлемой стороной и в некотором смысле основой рыночной экономики. Важность поддержания и защиты конкуренции в тех сферах и секторах рынка, где она имеется, и целесообразность ее введения там, где ее нет, признается большинством экономистов и политиков. Актуальность темы обусловлена тем, что конкуренция является мощным фактором экономического развития. Отношения конкуренции способствуют установлению более эффективного режима использования ограниченных ресурсов посредством их распределения между хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов. Целью курсовой работы является анализ конкурентных отношений в России, а также выявление проблем и путей их решения. Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть понятие и функции конкуренции, провести классификацию конкуренции, определить проблемы и состояние конкурентных отношений в РФ.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции
1.1. Понятие и сущность конкуренции……………………………………5
1.2. Виды конкуренции…………………………………………………......8
Глава 2. Анализ конкуренции в Российской Федерации
2.1. Особенности конкуренции в России…………………………………13
2.2. Преимущества и недостатки конкуренции…………………………..19
Глава 3. Совершенствование конкуренции в Российской Федерации
3.1. Оценка состояния и основных проблем развития конкуренции в субъектах РФ………………………………………………………………..21
3.2. Направления изменения стратегии конкуренции в РФ……………..25
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………….32
Список литературы
1. Аляутдинова М.С., Толкачева С.В. Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №6 (11).
2. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2018. – URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitivenessindex/info
3. Доклад о состоянии конкуренции в РФ за 2018 год. – Сайт Федеральной антимонопольной службы РФ. – URL: https://fas.gov.ru/publications/17484
4. Кажуро Н.Я. Конкуренция как механизм рынка // Наука и техника. – 2015.
5. Козырев Александр Александрович Конкуренция как экономический феномен: основные направления исследований // Управленческое консультирование. – 2014. – №10 (70).
6. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. – М. : ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2012.
7. Оберт Т.Б. Формирование конкурентной среды в современной российской экономике // Известия Саратовского университета Новая серия Серия: Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т.17 – № 4.
8. Рогожин Р.В. Современное состояние и перспективы развития конкурентных отношений в экономике России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – №1.
9. Рубин Ю.Б., Потапова О.Н. Конкуренция в экономике. Как противостоять и противодействовать соперникам и нужно ли это делать? // Современная конкуренция. – 2016. – №6 (60).
10. Сампиева Л.Д., Тангиева А.С. Конкуренция в условиях рыночной экономики // European research. – 2017. – №6.
11. Тамбовцев В.Л. Конкуренция как экономическое благо // Пространство экономики. – 2017. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiyakak-ekonomicheskoe-blago.
В целом под конкуренцией принято понимать антагонизм в какой-либо области деятельности. По суждению большинства исследователей, конкуренция как социально-экономическое явление связана с общественной природой человека. Вследствие этой природы, у конкуренции присутствуют объективная и закономерная природа происхождения, ведь в основе нее лежит принцип соперничества и борьбы. В объективном аспекте соперничество представляет собой закон, выражающий повторяющиеся, существенные, устойчивые причинно-следственные связи между всеми участниками рынка в процессе борьбы за экономическое процветание и выживание. В субъективном аспекте конкуренция – это экономическая война всех против всех, в которой участники рыночных отношений отстаивают свои интересы.Впервые теоретические основы конкуренции стали закладываться еще в античности. Тем не менее только в середине XVIII века появляются первые целостные теоретические положения. Самые ранние работы о роли конкуренции связаны с представителями классической школы, например, Уильям Петти и Анн Роббера Жак Тюрго. Адам Смит является родоначальником теории изучения конкуренции. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) им исследовано состояние рынка в различных ситуациях. Анализируя процесс установления «естественной цены», он подмечает, что действия продавцов приводят к тому, что «среди них начнется сейчас же конкуренция, и рыночная цена более или менее повысится в сравнении с естественной ценой в зависимости от того, насколько недостаток предложения товаров или богатство и расточительность конкурентов обострят их конкуренцию»