Вовлечённость учащейся молодёжи в общественную жизнь как фактор формирования гражданственности
Введение
Статья подготовлена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение фундаментальной НИР по теме «Разработка концептуальных оснований формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодежи» № 073-00087-22-02.
список
Национальный проект «Образование». Available at:
https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie.
Бочарова Т. А. Оценка уровня сформированности гражданственности школьников посредством основного государственного экзамена по обществознанию. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020; 2 (43): 16 – 20.
Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
Матвеева Н. А. Организация комплексного социологического исследования «Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи». Барнаул: АлтГПУ, 2017.
Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи. Под науч. ред. Н. А. Матвеевой. Барнаул: АлтГПУ, 2018.
Абрамкина С. Г., Еньшина Н. А. Содержание повседневных практик и их влияние на социальное здоровье школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 233 – 236.
Закон о российском движении детей и молодежи. Available at:
http://kremlin.ru/acts/news/68897.
Сайт Алтайского государственного педагогического университета. Available at:
https://www.altspu.ru/about_the_university/news/14137/?sphrase_id=23256.
Абрамкина С. Г. Особенности брачно-семейной социализации студенческой молодежи. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019; № 3 (40): 7 – 11.
Кулиш В. В., Матвеева Н. А. Функционирование исторической памяти учащейся молодежи. Барнаул: АлтГПА, 2014.
Современное российское общество нуждается в активной деятельности по формированию гражданственности молодого поколения. Так в Национальном проекте «Образование» отмечается, что стратегическая цель образования – создание условий становления гражданина России, устремленного в своем развитии к национальному образовательному идеалу, способного к воспроизводству базовой российской общности – единого многонационального народа России, укреплению и развитию, созданных им государства и общества на принципах, положенных в основу образа будущего России [1].Вместе с тем, в ходе анализа результатов государственного экзамена по обществознанию, который направлен на оценку базовых знаний школьников, необходимых для формирования их гражданственности, были выявлены содержательные пробелы у выпускников школ, негативно влияющие на формирование гражданственности [2].Гражданственность – сложное понятие и включает в себя целый ряд качеств, присущих личности: гражданская ответственность, умение подчинять свои личные интересы общественным, осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманно относиться к окружающим, быть толерантным, быть патриотом, а значит, быть способным и готовым выступать в роли гражданина.Составными частями процесса формирования гражданственности являются политическая сознательность и политическое мышление, которые показывают, овладел ли человек политическими установками, может ли оценивать и осмысливать политические события, проявлять свою гражданскую позицию, сформированы ли политические потребности, направленные на сознательное совершение политических поступков, акций, действий. Основой для этого является историческая память молодого поколения, их знания об исторических событиях, происходивших в мире, стране, регионе, в семье.