Использование методов фасилитации в учебном процессе

Скачать реферат на тему: Использование методов фасилитации в учебном процессе. В котором раскрыты методические приемы преподавателя-фасилитатора. Рассмотрено применение методов фасилитации в обучении в современной школе.
Author image
Ekaterina
Тип
Реферат
Дата загрузки
15.05.2025
Объем файла
64 Кб
Количество страниц
13
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня общество по целому ряду обстоятельств (экономических, финансовых, кадровых и т.д.) столкнулось с совершенно новой ситуацией в образовании. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов учения, особенно в профессиональной сфере. С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии явление фасилитации (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).
Главная задача фасилитатора – донести до учащегося мысль о том, что основной результат обучения – способность к интенсивному и грамотному поиску знаний. Личностные изменения, а не статическое знание, являются единственным, что имеет смысл при выборе цели образования в современном мире. Значимое учение определяется особенностями отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и учащимся.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ.
1. Теория фасилитации и ее значение для образования
2 Методические приемы преподавателя-фасилитатора.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ФАСИЛИТАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1 Результаты исследования успеваемости при традиционном обучении
2 Применение методов фасилитации в обучении в современной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загоруля Т. Б. Концепция педагогической фасилитации: понятие и сущность // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». – Екатеринбург: УрФУ, 2017. 2175 с.
2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального образования // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: Тез. докл. 6-й науч.-практ. конф., 7–11 дек. 1998 г. Екатеринбург, 1998.).
3. Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений // Организационная психология. Т. 1. № 2. 2011. 117 с.
4. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. – М., 1994. 527 с.
5. Татаренкова И.А., Кибец В.Н. Преподаватель как фасилитатор инновационного образовательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. – Пенза: Академия Естествознания, 2015. 948 с.
6. Фаркова Т.В., Барановская Ю.Л. Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестник. №9 (92). – Иркутск: ИрГТУ, 2014. 363 с.
7. Чуева М.Ю. Педагогическая фасилитация. Опыт применения в высшей школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). – Новосибирск: СибАК, 2013. 198 с.
8. Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 14.10.2022).

Термин «фасилитация» происходит от латинского слова «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В современных европейских языках однокоренной глагол означает – облегчать, помогать и способствовать, при этом почти всегда употребляется в переносном, психологическом значении. Впервые явление фасилитации было зафиксировано и описано еще в конце XIX века, как улучшение индивидуального результата, повышение эффективности деятельности личности в присутствии других людей. В последующем явление фасилитации было исследовано следующими учеными: Р. Зайрец, Н. Триплет, Е. Катрелл, Л.В. Ланге, Ф. Олпорт [7, с.109].Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии К. Роджерс в своих трудах уделял большое внимание непосредственно теории фасилитации. Он же ввел в научный оборот понятие «фасилитация». Личностно-ориентированная парадигма, сформулированная К. Роджерсом, определяет отношение в процессе обучения к человеку как к цели, а не как к средству. Это способствует отношениям сотрудничества между педагогом и обучающимся, созданию дружеской атмосферы и благоприятных условий обучения. Отсутствует подавление свободы. Данная парадигма не содержит строго определенных требований к «правильному» взаимодействию между педагогом и обучающимся, а, наоборот, стимулирует творческий подход, отвергая при этом модели поведения, в которых все заранее жестко спланировано[1, с. 1042].Таким образом, основой концепции педагогической фасилитации и технологий фасилитирующего обучения, по мнению К. Роджерса, выступает свобода: свобода учиться, свобода выбора, свобода как состояние, внутренне присущее природе человека.

Похожие работы