Изучение творчества Пришвина в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью современной школы является планомерное и целенаправленное формирование всесторонне развитой личности. Немаловажное значение в этом имеет учебный курс «Литература».
Изучение творчества М.М. Пришвина имеет длительную и противоречивую историю. На протяжении долгого времени в сознании человека существовала точка зрения о Пришвине как о тайновидце и знатоке природы, отдаленного от социальных проблем.Произведения Пришвина расширяют детский кругозор, воспитывают уважение к окружающему миру, развивают лучшие морально-нравственные качества человека. Пришвин учит читателя любить природу, относиться к ней максимально бережно и чутко.Основная тема творчества Пришвина – з единство человека и природы. Он учит бережно относиться к каждому её элементу, видеть больше чем просто сосну и ель, слышать больше, чем просто пение птицы, чувствовать не просто дуновение ветра или дождь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика произведений и творческий путь М.М. Пришвина.
1 Творческий путь М.М. Пришвина
2 Характеристика творчества М.М. Пришвина в контексте изучения литературы
Методико-практические аспекты изучения М.М. Пришвина в средней школе
1 Изучение творчества М.М. Пришвина в средней школе
2 Система заданий на уроках посвященных изучению произведения М.М. Пришвина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Иванов-Разумник Р.В. Великий Пан // Иванов-Разумник Р.В. Соч.: Т. 2 Творчество и критика. СПб.: Книгоиздательство Прометей Н.Н. Михайлова, 2017. С.42-70.
2 Из русской думы / Сост., авт. портретов и текста «От сложителя» худож. Ю. Селиверстов: В 2 т. М.: Роман-газета, 2016. Т. 2.- 312 с.
3 Подоксенов А.М. Пришвин М.М. о большевизме как религиозном сектантстве в Дневниках 1914-1922 годов и в «Мирской чаше» // Религиоведение. 2014. № 3. С.113-124.
4 Подоксенов А.М. Г.В. Плеханов в мировоззрении и творчестве М.М. Пришвина // Русская литература. 2017. № 1. С.73-86.
5 Подоксенов А.М. О проблеме «богоискательства» в мировоззрении и творчестве М.М. Пришвина // Религиоведение. 2019. № 4. С.79-89.
6 Подоксенов А.М. М. Пришвин о роли идей М. Штирнера и марксизма в понимании большевистской коммуны // Личность. Культура. Общество. 2017. Т. 9. Спец. вып. 2 (38). С.375-384.
7 Подоксенов А.М. Психоанализ Зигмунда Фрейда в жизни, мировоззрении и творчестве М.М. Пришвина // Русская литература. 2018. № 3. С.36-64.
8 Подоксенов А.М. Михаил Пришвин и Фридрих Ницше // Человек. 2018. № 5. С.74-89.
9 Подоксенов А.М. Михаил Пришвин и Николай Лосский // Человек. 2019. № 5. С.143-156.
10 Подоксенов А.М. Михаил Пришвин и Максим Горький: тайна прототипа огородника Крыскина из повести «Мирская чаша» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки»: Энтелехия. 2019. Т. 17. № 23.С.97-106.
11 Подоксенов А.М. Русский бунт. Версия Михаила Пришвина // Человек. 2020. № 4. С.120-133.
12 Пришвин М.М. Собрание сочинений в 8 т. Т. 2. Астраль (Возле процесса «Охтинской богородицы»). – М.: Художественная литература, 2019. – С.582-592.
13 Пришвин М.М. Глаза земли // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8 т. М.: Художественная литература, 2018. Т. 7.- С.86-458.
14 Пришвин М. Леса к «Осударевой дороге» 1931-1952. Из дневников // Наше наследие. 2019. № 2. С.58-82.
Изучение творчества М.М. Пришвина при обучении школьников занимает важное место в процессе постижения ими закономерностей развития русской литературы ХХ века. Современные программы по литературе, предназначенные, практически не стремятся к глубокому изучению творчества писателя, тем более не затрагивают вопрос о жанровом своеобразии его произведений. Решение данной проблемы способствовало бы более полному представлению о жанровых процессах, происходивших в начале ХХ века, а, следовательно, пониманию всех особенностей литературного процесса первой половины ХХ века.Процесс формирования лирико-прозаической миниатюры начался в дневнике. Желание найти свое место в окружающем мире, открыть «тайну» природы и обрести «мировой покой» делают ведение дневника одним из условий духовного существования художника. Этот процесс неотделим от размышлений о природе искусства, о назначении художника, о соотношении формы и содержания. На материале дневника писателя можно изучать процессы, приводящие к созданию оригинальных, самобытных жанровых форм пришвинской прозы [1].