Религиозная политика Константина великого: основные принципы и цели
Введение
В 4 веке Римская империя столкнулась с культурным и религиозным кризисом, ставшим переломным моментом во всемирной истории. Появившееся в 1 веке н. э. христианство в начале 4 века было сначала признано Константином Великим, а в конце того же века Феодосий Великий объявил, что оно теперь является господствующей государственной религией. Так столкнулись древняя языческая культура и новое христианское миропонимание. Эти две религии, казалось, исходили из абсолютно противоположных точек зрения, а потому они никогда не смогут найти пути для соглашения, стараясь исключить друг друга. Однако, история показала нам совершенно другой ход событий. Христианство и языческий эллинизм постепенно сливались в одно целое, образую совершенно новую и уникальную христианско-греко-восточную культура, которую впоследствии стали обозначать культурой византийской. Ее центром стала новая столица Римской империи - Константинополь.
Содержание
Введение 3
Обзор источников ……………………………………………………………… 6
Обзор историографии ………………………………………………………... 10
Глава 1. Эпоха, предшествующая христианизации ……………………... 15
Глава 2. Константин Великий - язычник или христианин? ……………. 18
Глава 3. Прохристианская политика Константина Великого …………. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 30
Список источников и литературы …………………………………………. 31
Источники ……………………………………………………………………... 31
Литература …………………………………………………………………….. 31
Список источников и литературы
Источники:
1. Евсевий Кесарийский. Церковная история / Вводная ст., коммент., библиогр. список и указ.: И. В. Кривушин. СПб., 2013.
2. Евсевий Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. [Слово василевсу Константину]. М., 1998.
3. Сократ Схоластик. Церковная история / Ст. и коммент.: И. В. Кривушин. М., 1996.
4. Лактанций. О смерти гонителей.
5. Зосим. Новая история; под ред. Н. Н. Болгова. — Белгород : Издательство Белгородского государственного университет, 2010. — 344 с.
Литература:
1. Болгов Н. Н. Зосим — последний античный историк // Вопросы истории. № 8. 2006.
2. Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. М., 1892.
3. Бычков В.В. Эстетика Поздней Античности. М., 1981.
4. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Пер. В.Н. Неведомский, ч.1. М.,1883.
5. Донини А. У истоков христианства. М., 1989.
6. Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984.
7. Попова Т.В. Художественные особенности сочинения Евсевия Кесарийского Vita Constantini // ВВ, 1973, №34.
8. Садов А. И. Лактанций: Биографический очерк. СПб., 1892.
9. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.
Основу такой идеологии заложила рецепция византийских представлений о государстве и месте церкви в нем. А в самой Византии родоначальником данного явления считается Константин, который не просто создал политический союз между церковью и государством, он привнес абсолютно новую концепцию, которая впоследствии получила название «симфония». Сущность этой концепции можно кратко обозначить, как уподобление земной империи «Царству Божьему». И хоть в послепетровскую эпоху такой взгляд на природу власти вступил в непрерывный конфликт с появившейся на Западе новой, рациональной философией, но российская монархия все равно стремилась поддерживать уже устоявшийся, традиционный образ Константина, являвшегося, в первую очередь, эталоном христианского монарха.