Современные вызовы в правовом регулировании предотвращения загрязнения с судов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что судоходство играет важную роль в глобальной экономике, служит надежным и действенным способом перевозки больших объемов грузов сырья по всему миру. Однако эта деятельность может приводить к негативным последствиям для окружающей среды и, в частности, для морской среды: загрязнениюперевозимыми опасными и вредными веществами, включая нефть, загрязнению воздуха и выбросам парниковых газов, привнесению инвазивных видов, зашумлению, закислению.В мире наращивают усилия по борьбе с острой угрозой и растущим воздействием изменения климата. Парижское соглашение и цели в области устойчивого развития – важные результаты этих усилий. Достижение целей этих многосторонних обязательств требует беспрецедентной мобилизации как международных, так и национальных мер экологического регулирования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ
1. Современное состояние загрязнения окружающей природной среды с судов
2. Правовое регулирование предотвращения загрязнения с судов25
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ С СУДОВ
1. Правовое регулирование предотвращения загрязнения атмосферы с судов
2. Правовое регулирование предотвращения загрязнения водной среды с судов
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ В АРКТИКЕ
1. Проблемы правового регулирования предотвращения загрязнения с судов в Арктике
2. Пути совершенствования правового регулирования предотвращения загрязнения с судов загрязнения с судов в Арктике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные конвенции и соглашения
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. (Лондонская конвенция). Принята 29 декабря 1972 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dumping.shtml (дата обращения: 19.11.22).
Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года,измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://english-odessa.com/stati/marine/bezopasnost/134-mezhdunarodnaya-konventsiya-po-predotvrashcheniyu-zagryazneniya-s-sudov (дата обращения: 19.11.22).
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС 74. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901765675 (дата обращения: 19.11.22).
Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Бонн, 23 июня 1979 г.). — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=41 (дата обращения: 10.12.22).
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3833.
Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4556.
Распоряжение Правительства № 1734 от 22.11.2008 г. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г., утвержденная. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/41d4e8c21a5c70008ae9.pdf.
Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 203 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1997 года Об изменении международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года
Развитие цивилизации неразрывно связано с усилением воздействия человечества на окружающую среду. Параллельно с изменениями в системе «природа – человек» шли изменения в самом человеческом обществе. Некоторые из них приобрели глобальный характер: от решения связанных с ними проблем зависят судьбы всего человечества.Проблема загрязнения водной среды с судов – это в первую очередь проблема обеспечения населения пресной водой, пригодной для питья, орошения, водоснабжения промышленности, коммунального хозяйства. Как и в начале века, главный пользователь – мореходство. Особенно велико влияние этого вида водопользования на доступность чистой воды в судоходных районах, поэтому доступность чистой воды так неодинакова в разных странах. Ухудшение качества воды в развитых странах до недавнего времени было связано преимущественно с промышленными загрязнениями с судов. Развитие современных технологий и перемещение водоемких производств в развивающиеся страны позволили значительно улучшить положение. Развитые страны постепенно оздоровляют водную среду. Большие надежды связаны с введением маловодных и безотходных технологий. Океаны, замкнутые и полузамкнутые моря покрывают большую часть поверхности Земли, они влияют на климат, состояние атмосферы, снабжают растущее население планеты продуктами питания. Все более весомую долю полезных ископаемых люди добывают на материковых шельфах. Мировой океан – важнейший элемент глобальной системы жизнеобеспечения. Однако загрязнение с судов ухудшают экологическую ситуацию. Есть все основания говорить о существовании глобальной проблемы Мирового океана.Некоторые государства сбрасывают в воды Мирового океана жидкие и твердые радиоактивные отходы. Особенно много этих отходов приходится на северо-западную часть Атлантического океана. Есть такие сбросы и в Тихом океане.