Социально-психологические особенности коммуникации в фатической речи
Начиная разговор о фатической коммуникации и речевом общении, необходимо обратиться к трактовке данных понятий. Следовательно, актуальным является исторический экскурс к истокам становления термина и его употребления в различных терминологических системах. Основоположником термина «фатический» являлся Б. Малиновский. Разработка данного лингвистического феномена проходила еще в первой половине XX века [3, с.146]. Близким по значению оказывается термин «контактоустанавливающий».
Становится ясно, что фатическое общение — это коммуникативное взаимодействие говорящих с целью быть услышанными и понятыми, т.е. эмоциональное общение с целью установления контакта. Концепция коммуникации того времени главной целью преследовала социализацию «индивида посредствам информирования» [5, с.195]. Из чего следует, что фатическая коммуникация рассматривалась учеными, как факультативная или второстепенная, по отношению к информативной.
Содержание не найдено
Список литературы не найден
В ней может доминировать повествование, описание, рассуждение, особенно в такой его разновидности, как объяснение.
Т.Г. Винокур считает, что: «Представление оппозиции ’’информативная-фатическая” речь как основная (инвариантная) для включающихся в нее функциональных вариантов РП, основанных на социальной психологии коммуникативного процесса, мы исходим из: а) положения Р. Якобсона о том, что высказывание не может выполнять какую-либо одну функцию; что его назначение осуществляется различным иерархическим соотношением элементов различных же функций; что словесный состав высказывания определяется доминирующей функцией [Якобсон, 1975, 198]; б) применения этого положения к функциям (коммуникативным ролям) говорящих. Доминирующей среди этих функций является интенция вступить в речевое общение. Эта интенция принадлежит РП» [1, с.5].