Социально-психологические особенности коммуникации в фатической речи

В статье рассматривается социально-психологическая особенности речевого поведения в фатическом общении. Делается противопоставление и сравнение фатической и информативной коммуникации. Делается вывод, что в фатическом общении у говорящего есть возможность более широкого об-наружения социально-психологической речевой характерологии, а слушающий получает перспективу более свободной интерпретации речевой манеры, в которой исполнено обращенное данного к нему интенция высказывание.
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
22.08.2022
Объем файла
1505 Кб
Количество страниц
5
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
160 руб.
200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Начиная разговор о фатической коммуникации и речевом общении, необходимо обратиться к трактовке данных понятий. Следовательно, актуальным является исторический экскурс к истокам становления термина и его употребления в различных терминологических системах. Основоположником термина «фатический» являлся Б. Малиновский. Разработка данного лингвистического феномена проходила еще в первой половине XX века [3, с.146]. Близким по значению оказывается термин «контактоустанавливающий».

Становится ясно, что фатическое общение — это коммуникативное взаимодействие говорящих с целью быть услышанными и понятыми, т.е. эмоциональное общение с целью установления контакта. Концепция коммуникации того времени главной целью преследовала социализацию «индивида посредствам информирования» [5, с.195]. Из чего следует, что фатическая коммуникация рассматривалась учеными, как факультативная или второстепенная, по отношению к информативной.

Содержание не найдено

Список литературы не найден

В ней может доминировать повествование, описание, рассуждение, особенно в такой его разновидности, как объяснение.
Т.Г. Винокур считает, что: «Представление оппозиции ’’информативная-фатическая” речь как основная (инвариантная) для включающихся в нее функциональных вариантов РП, основанных на социальной психологии коммуникативного процесса, мы исходим из: а) положения Р. Якобсона о том, что высказывание не может выполнять какую-либо одну функцию; что его назначение осуществляется различным иерархическим соотношением элементов различных же функций; что словесный состав высказывания определяется доминирующей функцией [Якобсон, 1975, 198]; б) применения этого положения к функциям (коммуникативным ролям) говорящих. Доминирующей среди этих функций является интенция вступить в речевое общение. Эта интенция принадлежит РП» [1, с.5].

Похожие работы