Диверсификация деятельности фирмы как способ адаптации к изменчивой рыночной среде
Введение
Сегодня передовые фирмы осуществляют свой рост преимущественно через диверсификацию, вторгаясь в другие сферы, часто не имеющие с основной производственных или функциональных связей, осваивают принципиально иные виды продукции. Ключевой вопрос диверсификации — определение ее оптимальных границ и перечня видов деятельности, которые могут быть включены в бизнес фирмы.
Динамичность развития и глобализация современной мировой экономики обусловили необходимость диверсификации как способа снижения рисков неопределенности внешней среды и повышения конкурентоспособности компаний.
В настоящее время диверсификация российских компаний осложняется отсутствием действенной системы мер государственного регулирования этого процесса.
Применение диверсификации на практике опережает теоретические разработки по этому вопросу. Отсутствует целостный и обоснованный механизм развития компаний на основе диверсификации, скоординированный с процессами реформирования и реструктуризации п
Содержание
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы стратегии диверсификации. 5
1.1 Элементы стратегии диверсифицированной компании. Виды диверсификации 5
1.2 Критерии и причины целесообразности диверсификации 13
1.3 Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации 14
Глава 2. Практическое исследование диверсификации деятельности фирмы 17
2.1 Этапы диверсификации 17
2.2 Диверсификация как элемент программы по повышению экономической эффективности нефтехимического предприятия 21
Заключение 28
Список использованных источников 29
Список использованных источников
1. Ергин С. М. Цензовый рынок как экономическая форма существования монополий / С. М. Ергин, Е. И. Ергина // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 4. - С. 79-91. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30677102_29485299.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Ерохин А. С. Анализ степени концентрации российских отраслевых рынков / А. С. Ерохин // Аллея науки. - 2018. - Т. 1, № 7. - С. 88-92. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35447284_60643899.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Заздравных А. В. Теория отраслевых рынков : учебник / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. - Москва : Юрайт, 2020 - 288 с. - Текст : электронный. - URL: https://urait.ru/bcode/450919 (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.
4. Инструментарий прикладных экономических исследований : учеб. пособие / И. Н. Попова; Н. Ю. Ярошевич, Т. И. Арбенина, [и др.]. - Екатеринбург : [Изд-во УрГЭУ], 2018. - 252 с. - URL: http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/18/p491451.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Каримова Э. К. Проявление ценовой дискриминации на товарных рынках / Э. К. Каримова // Аллея науки. - 2017. - Т. 3, № 15. - С. 302-305. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32300143_12913796.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Карпова Т. П. Внутренний контроль в экономике корпораций / Т. П. Карпова, В. В. Карпова // Учет. Анализ. Аудит. - 2017. - № 4. - С. 56-66. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29905806_86491982.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Кислицын Е. В. Властная асимметрия и экономический рост отраслевых рынков: эконометрический анализ / Е. В. Кислицын // Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24 мая 2018 г.). - Екатеринбург, 2018. - Т. 1. - С. 139-144. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36928775_12327401.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Кныш Н. Д. Товарный рынок в условиях современной российской экономики / Н. Д. Кныш, В. В. Петрушина // Экономика, управление и финансы в XXI веке: факты, тенденции, прогнозы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 09 апр. 2019 г.). - Курск, 2019. - С. 286-290. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37927863_48546578.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Ковалева И. В. Развитие отраслевых локальных рынков в условиях интегрированной логистики / И. В. Ковалева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 7. - С. 59-62. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39166515_45124337.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Крымов С. М Анализ конкурентных сил на отраслевом рынке пивоваренной продукции / С. М. Крымов, Е. Э. Цой, В. П. Гажева // Профессионал года 2018 : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конкурса (Пенза, 05 апр. 2018 г.). - Пенза, 2018. - С. 55-59. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32773724_51478555.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Матвеева В. А. Проблема естественных монополий отраслевого рынка / В. А. Матвеева, М. И. Стебленко // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 37. - С. 52-54. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35093369_65362527.pdf (дата обращения: 07.06.2023). - Режим доступа
Диверсификация, при которой одна компания вкладывает в другие, чтобы получить прибыль. Чаще всего этим занимаются финансовые организации или инвестиционные фонды, которые вкладывают в разные отрасли и проекты.
Диверсификация включает следующие этапы:
Анализ бизнеса — чтобы оценить текущие показатели, объём ресурсов и капитала, слабые и сильные направления.
Поиск направлений для диверсификации — это тот же анализ, но уже внешних факторов: ситуации на рынке, перспективных отраслей, конкурентной среды, потенциального спроса.
1. Стратегия — подробный бизнес-план для запуска нового направления или освоения новых рынков, включая оценку рисков, расчёт сроков и ресурсов, необходимых для каждого этапа. Если своих ресурсов недостаточно, можно привлечь заёмные