Современное состояние рынка монополистической конкуренции в России
Совершенная конкуренция и монополия - это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. Моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.С этой целью необходимо выполнить следующие задачи.
1.Ознакомиться с теорией монополистической конкуренции, включая её суть. Показана роль продуктовой дифференциации и свободного выхода на рынок в монопольной конкуренции.
2.Исследование рынка монополистической конкуренции на территории РФ. Проведем анализ отраслей, в которых присутствует монополистическая конкуренция и проанализируем состояние и динамику развития этих рынков.
3.Изучить факторы, которые влияют на развитие рынка монополистической конкуренции в России. Разберем экономические, политические и правовые факторы в качестве факторов, влияющих на функционирование рынка и его перспективы развития.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы монополистической конкуренции. 6
1.1 Понятие и сущность монополистической конкуренции. 6
1.2 Характерные черты рынка монополистической конкуренции. 8
Глава 2. Рынки монополистической конкуренции в России. 13
2.1 Особенности рынков монополистической конкуренции в России. 13
2.2 Оценка рынков монополистической конкуренции в. 18
2.3 Перспективы развития рынков монополистической конкуренции в России. 25
Список литературы
Аверьянов Е.Н. Современные тенденции развития монополистической конкуренции на российском рынке//Вестник экономики, права и социологии. - 2023. - № 1. - С. 15-24.
Иванов А.М., Шестакова А.В. Монополистическая конкуренция и инновационное развитие рынка//Экономический журнал. - 2022. - № 2. - С. 40-56.
Министерство экономического развития Российской Федерации. Отчет о состоянии конкуренции на рынках России, 2023. - URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 2023-06-02).
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Годовой отчет о состоянии конкуренции, 2022. - URL: http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения: 2023-06-02).
Рогова Е.Е. Рынок монополистической конкуренции в России: специфика и перспективы развития//Экономический анализ: теория и практика. - 2022. - № 3. - С. 46-58.
Смирнов В.И., Петрова И.А. Анализ рынков монополистической конкуренции в России: основные проблемы и перспективы решения//Экономика и управление. - 2021. - № 4. - С. 78-91.
Банковская А.С. Исследование монополистической конкуренции в цифровой экономике России//Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2022. - № 2. - С. 70-85.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Статистические данные по состоянию конкуренции на рынках России, 2023. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 2023-06-02).
Григорьева И.В. Роль государственного регулирования в конкуренции на российском рынке//Научные ведомости. - 2021. - № 3. - С. 35-47.
Миронова Е.А. Международные аспекты российской монополистической конкуренции//Вестник Московского государственного университета. Серия 6: Экономика. - 2022. - № 2. - С. 81-95.
Тихонова Е.В., Калинина А.В. Социально-экономические изменения и монополистическая конкуренция в России//Вестник экономики, права и социологии. - 2023. - № 1. - С. 24-33.
Если в России свободно можно войти на рынки монополистической конкуренции, это будет способствовать развитию конкурентоспособности и стимулированию роста экономики. Оно создано с целью повышения эффективности предприятия и улучшения качества продукции. Он также расширяет выбор для покупателей.
Запрет на цены: влияние фирмы ограничено в результате наличия большого количества небольших производителей и поставщиков на рынке монополистической конкуренции. В каждой фирме есть небольшая доля рынка и относительно низкая рыночная доля. То есть изменение цены одной компании не влияет на общую ценовую ситуацию рынка.
На рынках монополистической конкуренции компании сталкиваются с конкуренцией со стороны других компаний, которые предлагают похожие товары и услуги. Повышение цены на продукцию одной фирмы может привести к снижению спроса на ее товары и переходу потребителей в другие предложения конкурентов. Компаниям приходится учитывать реакции конкурентов, а также спрос и предложение потребителей при установлении ценовых стратегий.
В монопольной конкуренции фирмы все же имеют некоторую гибкость в определении цены. Они смогут выбирать свою продукцию, предлагая уникальные характеристики и преимущества для повышения цены по сравнению с конкурентами. Фирмы могут использовать маркетинговые стратегии, акции и скидки для привлечения потребителей и увеличения спроса на свои товары и услуги.
За исключением ограниченного влияния фирм на цены, которые установлены в монопольной конкуренции России являются результатом борьбы и свободного выбора потребителей. При выборе цен на продукцию фирмы должны учитывать конкурентную среду и потребительский спрос, чтобы принимать решения о ценообразовании с учетом своих собственных стратегических целей или рыночных условий.