Повышение эффективности процесса вывоза за счет программно-алгоритмической реализации методики формирования маршрута
ВВЕДЕНИЕ
Задача составления маршрута движения транспорта является важной для всех компаний, занимающихся доставками, перевозами, так как кратчайший маршрут экономит не только время, но и затраты, а значит выгоднее экономически. Оптимизация маршрута транспорта сокращает пробега автомобилей и как следствие происходит сбережение двигателя и снижение затрат на амортизацию.
Также оптимизацией маршрутов также занимаются и компании, осуществляющие сбор и транспортировку твердых бытовых отходов (ТБО). При осуществлении вывоза ТБО, себестоимость оказываемых услуг складывается из трех основных факторов: затраты на утилизацию ТБО, фонд оплаты труда и затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Поскольку затраты на первые два фактора компания не может сократить, то все внимание уделяется третьему – сокращение расходов на ГСМ. Возможное решение данной задачи заключается в построении кратчайшего маршрута движения транспортного средства, осуществляющего вывоз ТБО, которое подразумевает отсутствие
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 6
1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 10
1.1 Обзор методов оптимизации маршрутов. 10
1.2 Опыт организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования в России и за рубежом. 13
1.3 Сравнительный анализ методов формирования маршрутов 23
1.4 Сравнительный анализ систем управления транспортом 27
1.5 Специфика организации работы транспорта в Сосновском районе Челябинской области 31
1.6 Направления совершенствования систем оптимизации управления транспортом 31
1.7 Постановка задачи исследования 35
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 39
2.1 Анализ показателей деятельности компании при осуществлении транспортировки отходов 39
2.2 Оценка факторов, влияющих на процесс транспортировки отходов 41
2.3 Анализ существующих маршрутов движения 43
2.4 Моделирование и алгоритмизация процесса формирования маршрута движения транспорта 46
3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 56
3.1 Программная реализация с контрольным примером 56
3.2 Разработка рекомендаций по оптимизации маршрутов движения машинного парка 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Clarke, G. Scheduling of vehicles from a central depot to a number of delivery points [Text] / G. Clarke, J. Wright J. – Operations Research, 12 №4, 568- 581, 1964.;
2. Hahsler, M. TSP – Infrastructure for the Traveling Salesperson Problem [Text] / M. Hahsler, K. Hornik – Journal of Scientific Software. – 2017. – Vol. 32, Issue 2. – P. 1-21.;
3. Kureichick, V. M. Genetic Algorithm for Solution of the Traveling Salesman Problem with New Features against Premature Convergence [Text] / V. M. Kureichick, V. V. Miagkikh – 2016. – C.176-179;
4. Paschos, V. The travelling salesperson problem and its variations [Text] / V. Paschos, J. Monnot., S. Toulouse / Paradigms of Combinatorial Optimization. – 2014. – P. 173-214.;
5. Wilck IV, Joseph Hubert Genetic Algorithm for the Split Delivery Vehicle Routing Problem [Text] / Joseph Hubert Wilck IV, Tom M. Cavalier – American Journal of Operations Research, Vol.2 No.2, June 20, 2012. - pp. 568-581;
6. Бекенов, Т. Эффективность логистических систем [Текст]/ Т. Бекенов, Т. Сулейменов // Прикладная логистика – 2008. - №10. - С.54-55;
7. Борознов, В.О. Исследование решения задачи коммивояжера [Текст]/ В.О. Борознов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. – 2009. - № 2. – С. 147-151;
8. Бояркий, В.Э.1С: Предприятие 8.3 Конвертация данных: обмен данными между прикладными решениями. [Текст] / В. Э. Бояркий, А. И. Филатов – М.: ООО «1С-Паблишинг»; СПб.: Питер, 2016. – 187с.;
9. Бронштейн, Е.М. Об оптимальной доставке грузов транспортным средством с учетом зависимости стоимости перевозок от загрузки транспортных средств по нескольким циклическим маршрутам [Текст] / Е. М. Бронштейн, П. А. Зелeв // Информ. и еe примен.– 2014. – №8:4. – С. 53–57;
10. Вельможин, А.В. Технология организации и управление грузовыми автомобильными перевозками: учеб. для вузов [Текст] / А. В. Вельможин, А. В. Гудков, Л. Б.
В работе разработана методика составления маршрутов с закреплением за определенным автотранспортным средством конкретного пункта сбора ТБО в соответствии с заданием приоритетности. ТБО вывозится из пунктов сбора ежедневно. Каждый автомобиль совершает несколько рейсов. В итоге получается множество маршрутов, охватывающих всю сеть пунктов сбора ТБО.
Целевая функция решения задачи включает в себя такие составляющие как баланс материальных потоков ТБО, общие суммы затрат на продвижения потоков ТБО от пунктов сбора до полигона захоронения, а также полученные в ходе исследования зависимости времени и скорости перемещения мусоровоза от расстояния, зависимость объема ТБО от количества пунктов в маршруте, зависимость времени заполнения контейнеров от их числа в пунктах сбора ТБО, время погрузки одного контейнера.
Проанализировав результаты данной работы, можно сделать вывод что она подразумевает полный пересмотр существующего процесса вывоза ТБО в транспортной компании, что не всегда необходимо, так как у многих компаний уже существует система управления транспортом и переход на абсолютно новую систему для них будет затратным и долгосрочным процессом.
Проблеме оптимизации маршрута автотранспорта, занимающегося вывозом ТБО так же посвящено много работ, в которых предлагается использование геоинформационной системы ArcView GIS. ГИС способны решать проблемы широкого спектра сфер экономики. Например, определение положения пожарных участков, школ и других объектов; выявление пунктов предоставления некоторого вида услуг в заданном радиусе от