Исследование проблем и перспектив использования информационных технологий в деятельности судов Российской Федерации с выявлением проблем и путей их решения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего исследования состоит в том, что информационные технологии и возникающие в процессе их использования новых общественных отношений существенным образом изменяют нашу жизнь. Информационное пространство вокруг меняется со скоростью, что люди не успевают в полной мере освоить появившиеся технологии и их возможности. Цифровизация превращается в одну из приоритетных задач развития государства и общества.
Кроме того, стоит отметить, что с учетом интенсивного развития информационных технологий и глубоким их внедрением практически во все сферы деятельности на сегодняшний день невозможно представить эффективную судебную систему как без применения современных информационно-коммуникационных технологий в целом, так и без информационных технологий в сфере доказывания при рассмотрении дел судом, в частности. Так как использование информационных технологий призвано упростить порядок обращения в суд и ускорить процесс рассмотрения споров, за счет сокращения вр
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ИПОЛЬЗОВАНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 7
1.1. История становления и развития информационных технологий в деятельности судов Российской Федерации. 7
1.2 Особенности развития современных информационных технологий и их сравнение с зарубежными странами. 21
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 30
2.1. Проблемы использования IT-технологий в деятельности судов Российской Федерации и пути их решения. 30
2.2. Перспективы развития информационных технологий в деятельности судов Российской Федерации. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru.
2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // «Российская газета», N 3, 06.01.1997.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 27.07.2010 N 228-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации», 02.08.2010, N 31, ст. 4197;
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23.06.2016 N 220-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2016.
6. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации https://parvo.gov.ru, 30.06.2014;
7. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» от 22.12.2008 N 262-ФЗ // «Парламентская газета», N 90, 31.12.2008.
8. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // «Российская газета», N 165, 29.07.2006.
9. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // «Парламентская газета», N 17, 08-14.04.2011.
10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» от 10.07.2013 N 584 (ред. от 21.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации https://pravo.gov.ru, 20.07.2013.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы» от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 20.10.2022) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 07.01.2013, N 1, ст. 13;
12. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» от 20.11.2001 N 805 (ред. от 06.02.2004) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.12.2001, N 49, ст. 4623.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» от 20.09.2012 N 1735-р // «Собрание законодательства Российской Федерации», 01.10.2012, N 40, ст. 5474.
14. Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Об утвер
С нашей точки зрения, данный документ должен включить подробную процедуру подачи документов в электронном виде (например, кто имеет право подачи, в каком виде должны быть представлены документы (с электронной подписью или без нее) и т. д.). Должны быть прописаны требования, предъявляемые к подаваемым документам (например, в каком формате они могут быть поданы ).
В электронной инструкции по судебному делопроизводству должны содержаться пункты, позволяющие заявителю понять процедуру прохождения документов (например, кто регистрирует документы; что заявитель должен получить после подачи документов; каковы его дальнейшие действия ). В свою очередь работник аппарата суда также должен знать четкую последовательность своих действий.
Принятие данного документа послужит основанием для дальнейшего совершенствования и развития нормативно -процессуальной базы — ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ. Например, в ГПК РФ необходимо будет внести изменения относительно того, какое решение до