Использование информационных технологий в целях повышения эффективности деятельности таможенных органов
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время информационные технологии все больше входят в нашу жизнь. И сфера таможенного дела не исключение. Одной из основных задач информационных технологий в таможне является расширение и упрощение взаимодействия таможенных органов с лицами, непосредственно вовлеченными во внешнеэкономическую деятельность.
Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющими знания людей и развивающими их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
Информационные технологии усиливают контроль над лицами, вовлеченными в деятельность, связанную с внешнеэкономической деятельностью, и упрощают таможенное оформление. При огромных размерах территории стран, гигантской протяженности границ только информационные технологии могут обеспечить эффективное таможенное администрирование.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Теоретические основы использования информационных технологий в деятельности таможенных органов 8
1.1 Законодательная база внедрения информационных технологий в таможенные органы 8
1.2 Использование информационных технологий в механизме «единого окна» 17
2 Анализ эффективности применения информационных технологий в таможенном деле на международном уровне 31
2.1 Характеристика ФТС России 31
2.2 Оценка эффективности информационных таможенных технологий ФТС России 34
2.3 Исследование зарубежного опыта использования информационных технологий 51
3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности таможенных органов посредством информационных технологий 60
3.1 Выявление проблем использования информационных технологий 60
3.2 Основные рекомендации по совершенствованию деятельности таможенных органов посредством повышения эффективности информационных технологий 66
Заключение 76
Список использованных источников 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) - Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/eb0187732e20884c73c039e33bca99da4181128b/.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.03.2022) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 № 118-ФЗ (ред. ота 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/12125267/.
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.
Категория 4 – «Simplified Procedure» («Упрощенная процедура») включает меры, позволяющие сократить количество документов, требуемых от юридического лица, до оптимального минимума.
Категория 5 – «Major Reference Benchmark» («Основной контрольный показатель») включает меры, направленные на ведение систем учета аккредитованных УЭО, необходимых при проведении проверки государственными ведомствами, участвующими в Программе.
Категория 6 – «Pilot Reform Project» («Экспериментальный проект реформы») включает меры, предусматривающие предоставление приоритетных прав УЭО и мониторинг практики пользования ими.
Государственный совет КНР создал Систему межведомственного обмена данными, благодаря которой таможенная служба Китая предоставляет информацию о УЭО и обменивается ей с государственными ведомствами. Результаты государственного контроля передаются в Систему, поэтому повторное его проведение не требуется. В случае, когда предприятие было заподозрено в незаконной деятельности, а также в неисполнении установленных требований и обязательств, информация немедленно направляется таможенной службе Китая, приостанавливающей статус УЭО или исключающей юридических лиц из соответствующего реестра [55].