Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий: вопросы современного состояния и совершенствование законодательства
Введение
Одним из наиболее опасных преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации является контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий. Согласно ч. 2 ст. 74 Конституции Российской Федерации ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с Федеральным законом (далее – ФЗ), если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Общественная опасность контрабанды заключается в том, что это преступление подрывает экономическую безопасность Российской Федерации (далее – РФ), ослабляет связь российской экономики с мировым хозяйством, нарушает права граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов в области таможенного дела, посягает на здоровье и моральные ценности, являющиеся предметами особой охраны государства.
Содержание
Введение……………………...……………………………..………………… 4
1. Теоретические положения о контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий…………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и сущность контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий………………………………………………………………. 6
1.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий: юридико-технический анализ……………………………………………….. 11
Глава 2. Актуальные проблемы предотвращения таможенными органами контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий………... 20
2.1. Направления деятельности таможенных органов по выявлению незаконного оборота алкогольной продукции и (или) табачных изделий….. 20
2.2 Анализ эффективности деятельности таможенных органов по выявлению незаконного оборота алкогольной продукции и (или) табачных изделий…………………………………………………………….. 31
Глава 3. Анализ совершенствования борьбы таможенных органов с незаконным перемещением табачной и алкогольной продукции………… 39
3.1. Анализ совершенствования борьбы с контрабандой алкогольной продукции и (или) табачных изделий с использованием метода МАИ… 39
3.2 Оценка экономической эффективности предложений………………. 54
Заключение…………………………………………………………………… 61
Список используемой литературы………………………………………….. 62
Приложение 1………………………………………………………………… 68
Список используемой литературы
1. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (Заключена в г. Женеве 21.05.2003) [Электронный ресурс] URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=INT&n=24693&demo=1. Дата обращения: 10.05.2021
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 (ред. от 18.05.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133133/. Дата обращения: 10.05.2021.
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107 «О техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (вместе с «ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию») [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172076/. Дата обращения: 10.05.2021.
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 28.05.2019, с изм. от 29.04.2020) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293595/. Дата обращения: 10.05.2021.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультатПлюс
6. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/. Дата обращения: 15.05.2021.
Основываясь на мнении ученых, ключевым показателем эффективности таможенной деятельности в мировой практике считается создание комплексной системы индикаторов, отражающих объективность оценки:
1. выполнения отдельным сотрудником должностных обязанностей;
2. степень достижения подразделением поставленных целей;
3. использование технологических достижений;
4. минимизация оперативных расходов, как для таможен, так и для обслуживаемых ею клиентов.
Аналитические расчеты показали, что зависимость между показателями израсходованных ресурсов и перечисленных в бюджет сумм таможенных платежей практически отсутствует.
Одним из показателей эффективности работы таможенного органа является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени.
Важным условием для применения такого критерия должно выступать постоянное совершенствование регионального планирования таможенных платежей, а также установление обоснованного задания каждому таможенному органу, учитывая показатели экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов. Данная задача может решаться разными методами, в том числе и с помощью корреляционно-регрессионных расчетов и составляет предмет деятельности ФТС РФ и РТУ.
Среди имеющихся факторов снижающих эффективность деятельности таможенных органов можно отнести:
- ошибки в электронных копиях документов; ошибки при подаче деклараций;