Изучение истории родного края средствами музейной педагогики

Скачать дипломную работу на тему: Изучение истории родного края средствами музейной педагогики . В которой определено выявление эффективности музейной педагогики в изучении истории родного края. Изучены процесс изучения истории родного края
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.04.2025
Объем файла
693 Кб
Количество страниц
67
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
История – особенный предмет школьной программы. Его особенность состоит в том, что в процессе изучения истории учащиеся соприкасаются с историческими источниками, картами, предметами. Более эффективно этот процесс проходит в помещении музея, где учащиеся имеют возможность реально увидеть предметы той или иной эпохи. Способствует реализации данной деятельности музейная педагогика.
Музейная педагогика – один из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средство воспитания любви к нему и формирования гражданственности. Краеведческая работа важна, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, которая связана со сбором исторического материала в формах, интересных детям, – походах, экскурсиях и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...…... 3 - 5
Глава I. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
1.1. Теоретические аспекты музейной педагогики ..…………………. 6 - 22
1.2. Методы и методики музейной педагогики …...……………...…... 22 - 25
Глава II. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ
2.1. Роль изучения краеведческого материала в патриотическом воспитании обучающихся ……………………………………………… 26 - 36
2.2. Возможности применения форм музейной педагогики в работе школьного музея при изучении истории родного края ...……………. 36 - 46
Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В МБОУ СОШ С.ЛЕСОГОРСКОЕ
2.1. Музей МБОУ СОШ с.Лесогорское – центр краеведческой работы …………………………………………………………………… 47 - 55
2.2. Методы и приёмы музейной педагогики, используемые в работе краеведческого музея МБОУ СОШ с.Лесогорское ………………..…. 55 - 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………...………….. 63 - 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65 - 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 72 - 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Актуальные проблемы современного музейного дела. Сборник. Составитель Коссова И.М. - М., ИКАР, 2010.
  3. Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. – СПб., 2006. С. 14-18.
  4. Ахунов В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008. №4. С. 36-44.
  5. Ашурков В. Н. Историческое краеведение: [Учеб. пособие для ист. фак. пед. ин-тов] / В. Н. Ашурков, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшин; Под ред. Г. Н. Матюшина. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
  6. Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев – СПб. : Ассоциация музеев России, 1998.
  7. Васичева Э.В. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы //Методист. № 7. 2007. С. 53-59.
  8. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
  9. Гаджиева С.Ю. Школьный музей как важнейшее средство формирования патриотизма у учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2015 № 2 С. 252-253.

Вопросы патриотического и гражданского воспитания не новы. Они интересовали учёных, исследователей и педагогов на протяжении всей истории человечества. Ещё в античные времена они волновали умы учёных, а в настоящее время эти вопросы стали наиболее актуальными. Теория гражданского воспитания сформулирована в трудах немецкого педагога и теоретика образования Георга Кершенштейнера, который отмечал, что для воспитания настоящего гражданина и патриота важно два фактора: необходимо формировать у него знания об истории и дать ему хорошее политическое образование.

Рассмотрим ведущие понятия, связанные с патриотическим воспитанием школьников: «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание». «Слово «патриот», по данным «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера, впервые употребил Петр I. Это заимствование из немецкого Patriot или из французского pаtriote — «сын отечества». Слово происходит от латинского patriota, а оно, в свою очередь, от греческого patriotеs — «земляк, соотечественник».[1]

Согласно трактовке словаря В.И. Даля «Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник».[2] В Словаре русского языка С.И.Ожегова патриотом называется «человек, одушевленный патриотизмом». Патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины».[3]

 


[1] https://ps.1sept.ru/view_article.php?ID=201002128

[2] Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль. - М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.

[3] Словарь русского языка. - 18-е изд., стереотипное. - Русский язык; Москва, 1986. – 797 с.