Наставник молодого педагога: рекомендации и советы
Аннотация. В статье описывается организация наставничества в общеобразовательных школах, как условие профессионального становления молодого специалиста с последующим выстраиванием карьерного роста. Современная образовательная организация нуждается в пополнении новыми кадрами, соответствующими требованиям профессиональных стандартов «Педагог», «Учитель», «Воспитатель». Для определения реальной ситуации с наставничеством проведено перекрестное анкетирование среди молодых специалистов и администрации общеобразовательной школы, которое позволило выявить проблемы учителей на начальном этапе профессиональной деятельности. Результаты исследования среди молодых специалистов помогут администрации школы проанализировать свою работу по организации наставничества, принимать управленческие решения по успешной адаптации молодых учителей и разработать рекомендации по эффективной организации наставничества. Стоит обратить внимание на результаты анкетирования высшим и средним профессиональным образовательным организациям в плане пересмотра программы подготовки специалистов. Процесс становления будущего учителя начинается в стенах учебных заведений, профессиональный опыт формируется в ходе взаимодействия с участниками образовательного процесса. Значимая роль в формировании будущего учителя и выстраивании карьерного роста принадлежит наставнику. Взаимодействие между наставником и стажером может быть взаимовыгодным, так как современная молодежь более прогрессивна в применении цифровых ресурсов в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: наставник, наставничество, индивидуально - образо-вательный маршрут (ИОМ), проект, профессиональная адаптация, компетенции, педагог, молодой специалист, карьерный рост.
Литература
1. Балагурова С. Я. Наставничество как условие профессионального станов-ления начинающих педагогов // Инновационные педагогические техноло-гии: материалы VII Междунар. науч. конф. - Казань, 2017. - С. 38-40.
2. Батышев С. Я. Производственная педагогика. - М. : Машиностроение, 1985. - 672 с.
3. Большой словарь иностранных слов : 35 тыс. слов. - М. : Мартин, 2006. - 704 с.
4. Большой толковый словарь русского языка : А-Я / сост., гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 1998.- 1534 с.
5. Закон Чувашской Республики от 18.04.2016 № 19 «О государственной молодежной политике» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424074533.
6. Осипов П. Н., Присметова II. И. Наставничество как объект научных ис-следований // Профессиональное образование и рынок труда. -2020. -№2. -С. 109-115.
7. Осипов П. Н., Присметова II. И. Наставничество как форма дополнитель-ного профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 4( 141). - С. 52-57.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
9. Технология наставничества: опыт использования вариативных моделей наставничества : сб. метод, рек. / сост. Н. А. Криволапова, В. Д. Ячменев, О. Т. Кулешова. - Курган, 2019. - 56 с.
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об ос-новных направлениях соверш
Во-первых, у молодого специалиста вызывает затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. С этой целью совместно с молодым специалистом надо подробно изучать программы по учебным предметам, дать рекомендации, оказать практическую помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делается на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь надо обязательно донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы орга