Bспользование технологии «дебаты» на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у старших школьников при изучении темы «османская империя. персия»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время в российской системе образования происходят новейшие внедрения, связанные с инновационными технологиями в учебный процесс, а также с возрастающими требованиями общества к качеству образования. Обеспечение таких приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и использования технологий образования.
В данном контексте, больший интерес в преподавании отдельных учебных предметов, в том числе и истории, уделяется реализации технологии «Дебаты». Понятие «дебаты» многозначно и функционально используется в различных контекстах. Наиболее часто термин «дебаты» употребляется для обозначения спора, дискуссии, полемики. Вместе с тем, в последние десять лет в образовательном контексте - это понятие чаще всего употребляется для обозначения образовательной технологии, получившей широкое распространение в России.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………..……………..3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ»
1.1.ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ: социально – политический кризис в XVIII веке……………………………………………………………..……….8
1.2.Подходы и оценки в изучении истории Османской империи и Персии в научной литературе…………………………………………………….…..….13
1.3.Информационные возможности и перспективы расширения источниковой базы……………………………………………………………...21
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» ПО ТЕМЕ «ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ»
2.1.Сущность технологии «ДЕБАТЫ» и особенности ее использования» на уроках истории………………………………………………………..….…….27
2.2.Контент-анализ вопросов истории Османской империи и Персии в современной школьной учебной литературе……………………….………36
2.3.Реализация технологии «Дебаты» при изучении темы в школьном курсе истории……………………………………………………………………....…..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….….….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………..50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арунова М.Р. Османская империя в начале XVIII века и её описание П.А. Толстым. Российский посол в Стамбуле. / М.Р. Арунова, С.Ф. Орешкова. М.: Наука, 1985. 160 с.
Архив князя Воронцова. Кн. I-XVI. М., 1870-1880; Фельдмаршал Кутузов. Сборник документов и материалов / Под ред. Н.М. Коробкова. М., 1947.; Кутузов М.И. Генерал-фельдмаршал. Письма. Записки. М., 1989; Кутузов в Дунайских княжествах. Сборник документов. Кишинев, 1948; М., 1866.; ЦГИА РГ. Ф.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). М.: Просвещение, 2002. 192 с.
Багбан А.М. Международные отношения Ирана во второй четверти XIX в. : Баку, 1973. 212 с.
Базиянц А.П. Из истории советского востоковедения // Становление советского востоковедения. Сб. ст. М., 1983. С. 28-85; Его же. Из истории туркологии в Лазаревском институте // Краткие сообщения Ин-та народов Азии XXX Иран. Турция. М., 1961. 119 с.
Бакулин Ф.А. Очерки торговли с Персиею, Азербайджаном, Мазандараном, Астерабадом / Ф.А. Бакулин. СПб.: Тип. МПС, 187.125 с.
Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана/ учебник, СПБ 2003. 53 с.
Библиография Турции (1917—1958) / сост. А.К. Сверчевская, Т.П. Черман. М., 1959. 147 с.
Боджолян М.Т. Реформы 20—30-х гг. XIX века в Османской империи. Ереван, 1984. 62 с.
Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. История.– М., 1994. 72 с.
Государственный образовательный стандарт 2004 год. http://blagaslovenka-school.ru/obrazovatelnye-standarty (дата обращения 26.11.18)
Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе (дооктябрьский период) / Отв. ред. H.A. Кузнецова. М., 1973; Данциг Б.М. Русские путешествия на Ближний Восток в первой половине XIX в. // Ближний Восток в русской науке и
«Дебаты» - это и практическое применение знаний и умений, приобретенных в курсе изучения истории, это и интеллектуальная активность, которая ведет к осмыслению истории. Исследования педагогов показывают, что технология «Дебаты» позволяет решить две важнейшие задачи современного обучения истории - приобщить школьников к искусству доказательной полемики в учебном диалоге и одновременно сформировать умение воссоздавать образы прошлого.
На основе анализа методической и педагогической литературы можно сделать вывод об вариативности в использовании понятия «дебаты» в образовательном контексте. Имеются случаи отождествления понятий «дебаты», «диспут», «дискуссии», а также искаженной интерпретации содержательной и коммуникативной сторон технологии «Дебаты». Ведь неграмотное использование дебатов в образовательном процессе общеобразовательного учреждения может привести к тому, что результаты будут выражены слабо, или вовсе отсутствовать. Это может происходить в том случае, когда берется только игровая форма без осмысления научных и методических аспектов, и как следствие потенциал дебатов не реализуется. [1]
Стоит отметить, что во всем мире наиболее распространен подход к определению «дебатов» как к игре. Но исходя из анализа методической и педагогической литературы можно определить дебаты, как формализованное общение, которое строится на системе дискуссий в форме интеллектуальной игры, включающей заранее спланированное выступление участников, строго следовать определенному регламенту, выдвигать свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса.[2]
Гальперин П.Я. в своих исследованиях рассматривал дебаты как трехчастную структуру в соответствии с фазой структурной деятельности: ориентировочная фаза формирования коммуникативно-речевой компетенции; исполнительная фаза (разделяющаяся на два блока: содержательный и процессуальный).
[1] Калинкина Е. Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов в условиях повышения квалификации: дис. канд. пед. наук. - М., 2007.С.58-59.
[2] Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. С. 160.