Общество массового потребления и потребности человека
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с законом возвышения потребностей - нужды человека безграничны и постоянно растут. Таким образом, чем выше эффективность производства, чем более обеспечено общество теми или иными материальными благами, тем больше растут потребности данного общества во всех новых товарах и услугах.
Актуальность изучения процесса потребления на современном этапе развития российского общества обусловлена следующими факторами: сильной дифференциацией доходов различных социальных; различиями уровней жизни населения города и деревни, столицы и провинции; быстрым постоянным развитием высоких технологий; возведением в культ власти денег; излишним вещизмом; активной пропагандой средствами массовой информации западного образа жизни, стиля потребления, ценностей и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….…………3
Глава 1 Общество потребления
1.1. История возникновения социологии потребления …..………….……..5
1.2. Преимущества и недостатки общества потребления…………………11
Глава 2 Понятие потребность
2.1. Классификация нужд и особенности потребностей..………..………..17
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………….……..25
Список использованной литературы
Арон Р. Введение в философию истории // Р.Арон. Избранное: Введение в философию истории. Пер. с фр. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – С.215-524.
БурдьеП. Рынок символической продукции// Вопросы социологии. – 1993. – №1–2
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С.61-344.
ВебленТ. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984
Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 459 с.
Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.
ГофманА. Мода и обычай// Рубеж: Альманах социальных исследований.– 1992. – Вып.3. – С.123-142
Жилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. – М., 1988.
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223с.
Общество потребления - совокупность социальных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение числа людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из особенностей современного человечества.
Общество потребления - это одна из характеристик современного общества (modern society), которое все больше организуется на основе принципа потребления. Обычно это связано с такими социальными изменениями, как рост доходов, который существенно меняет структуру потребления (все больше средств тратится не на предметы первой необходимости, а на товары длительного пользования, досуг и т.д.); сокращение рабочего времени и увеличение свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, приводящие к тому, что формирование идентичности все больше смещается из сферы труда в сферу досуга и потребления; индивидуализация потребления, которая формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то в соответствии с этими изменениями ее часто называют "потребительской экономикой" (а не экономикой производителя), где не предложение формирует спрос, а наоборот, спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, и индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.