Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Освещение проблемы в школьном курсе истории
ВВЕДЕНИЕ
Историография правления Екатерины II (1729-1796), императрицы России с 1762 года, обширна и разнообразна, от торжественных и односторонне восторженных книг до решительно негативных сочинений. Личность Екатерины Великой никого не оставляла равнодушным. Одним из трудных аспектов ее биографии был дворцовый переворот 28 июня 1762 года, который обсуждается в данном исследовании.Екатерина II - одна из важнейших фигур в истории России. Ее правление-одно из самых замечательных в истории России и его светлая, и темная стороны оказали огромное влияние на последующие события, особенно на духовное и культурное развитие страны. Реформы, проведенные Екатериной II, имели огромное значение в развитии России. правила с 1762 по 1796 год. Ее восхождение на престол открыло новую эру в истории нашей страны, во время ее правления произошло много изменений во внутренней и внешней политике, что позволило императрице остаться в памяти под именем "Великая".
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ В РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОРОТА 1762 Г.
1 Общая характеристика феномена дворцовых переворотов в историографии
2 Причины, предпосылки и поводы дворцового переворота 1762 г.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ЛЕГИТИМНОСТИ ВОЦАРЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
1 Воцарение Екатерины II на престол
2 Легитимация Екатерининского переворота 1762 года
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ГЛАВА
1. Анализ школьных учебников по теме исследования
2. Методическая разработка урока истории на тему: «Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫПО ТЕМЕ
Нормативные правовые акты
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Подготовлен проект усовершенствованной Концепции преподавания «Истории России» // Российское историческое общество.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20.05.2020 № 254.
Мемуары
Болтин И.Н. Примечания на историю и древния и нынешния России г.Леклерка. СПб., 1788. Ч.II. С.471.
Дневник курского помещика И.П. Анненкова. С.786.
Дневник статского советника Мизере о службе при Петре. С. 14-15.
Бойцов М. Со шпагой и факелом. Далее в работе используется второе издание: Дворцовые перевороты в России 1725-1825. Ростов н/Д., 1998.
Пекарский П.П. Собственноручная записка Екатерины II об ошибках в государственном управлении после кончины Петра Великого // РС. 1880. No 12. С.1047.
Цит. по: Сербинович К.С. Николай Михайлович Карамзин // РС. 1874. № 9. С.238-239.
Периодическая печать (только изучаемого времени)
Автобиография кн. Е.Р.Дашковой // АКВ. 1881. Кн.21. С.5-365;
Манифесты по поводу восшествия на престол Екатерины II // Осмнадцатый век. М., 1869. Кн.III. С.216-224;
Первые дни Екатерининского царствования // Там же. Кн.IV. С.207-215;
Письмо А.И.Остермана к неизвестному лицу // Там же. Кн.III. C.150.
Ассебург А.Ф. Записка о воцарении Екатерины II // РА. 1879. № 3. С.362-269;
Воронцов С.Р. Автобиография // Там же. 1876. № 1. С.33-59;
Для биографии герцога Бирона // Там же. 1867. № 3. С.469-473;
Записки графа Бассевича // Там же. 1865. № 1. С.1-54; №2. С.141-204; №5-6. С.567-656;
Исторические документы 1742 г. // Там же. 1864. № 5-6. С.235-272.
Либеральное начало правления Александра I и интерес к национальной истории, возникший в обществе во время Наполеоновских войн, послужили толчком для многих публикаций в прессе о жизни забытых или "запрещенных" персонажей. Тем не менее, многое осталось невозможным для "публичного раскрытия"Лишь немногим удалось попасть в Государственный архив Российской империи, где хранились секретные политические документы. Именно эти документы А.C Пушкин пытался получить, когда в июне 1831 года написал начальнику жандармов A.X Бенкендорфy его давнее желание "написать Историю Петра Великого и его наследников дo царя Петра III". Позже поэту удалось поработать над документами времен Петра под руководством графа Д.Н. Блудова, главного неколаевского специалиста по вопросам политического архива, и даже ознакомился с делом царевича Алексея, но мечта о создании истории после Петра осталась нереализованной. Н. М. Карамзин только в конце своей жизни смог прочитать запрещенные мемуары Екатерины II и материалы политических процессов 30-40 х годов XVIII века, которыми он поделился со своими слушателями: "истинные причины различных событий, жизней и персонажей многих людей часто доходили до нас в неправильном смысле, и политика того времени неизбежно закрывала от нас истину." Н. М. Карамзин подошел к проблеме формирования политической системы в России как естественного и закономерного процесса развития от "древних демократических систем" в самодержавной монархии, которую Екатерина II окончательно "очистила... от нечистоты тирании".