Функциональная грамотность учащихся как ориентир современного образования
Введение
Аннотация: статья посвящается раскрытию современного представления о функциональной грамотности обучающихся в условиях глобального информационного бума, породившего своеобразное противоречие между огромным количеством накопленных знаний и утратой их значения в пользу возрастания роли умений поиска нужной информации и оперирования ею. В статье прослеживается историческое развитие концепта функциональной грамотности, его актуальность и значимость в разные исторические отрезки времени.
список
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (Теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.
Асхадуллина Н.Н., Вильданова Д.Р. формирование функциональной грамотности школьников как актуальная проблема российского образования - Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 27-31. https://www.elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 09.10.2022).
Басюк В. С., Метелкин Д. А. ФГОС как институциональная норма: проблемы реализации в образовательной практике и направления совершенствования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, № 5 (44). С. 6–24.
Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 240 с.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
Махмудова В.С. Формирование универсальных учебных умений при обучении иностранному языку как условие становления личности учащегося Преподаватель XXI век. 2010. № 2-1. С. 175-178.
European Declaration of the Right to Literacy (European Literacy Policy Network, or ELINET, 2016, p.3).
Ireland National Adult Literacy Agency (ELINET, 2016, p.13).
Measurement of SDG 4.6 T. Scott Murray, Data Angel Policy Research GAML Fifth Meeting 17-18 October 2018 Hamburg, Germany
PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. с. 308
UNESCO; UIS Literacy Assessment and Monitoring Programme (LAMP) http://unesdoc.unesco.org/i mages/0013/001362/13624 6e.pdf
UNESCO International Literacy Prizes and International Literacy Day activities International Literacy Day and Prizes 2022Transforming literacy learning spaces.
Развитие личности учащихся, достижения ими образовательных результатов, способствующих их успешной социализации, личного и профессионального самоопределения, готовности к постоянному самообразованию - вот глобальные цели современного общего образования. Современное обучение направлено на формирование опыта эффективного мышления, продуктивной деятельности, критического осмысления поступающей информации, ее поиска, хранения и обработки в условиях прогрессивных информационных и цифровых технологий, что наполняет содержательной сущностью понятие «функциональная грамотность». Процесс формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы является важнейшим механизмом обеспечения глобальной конкурентоспособности, компонентами которой являются метакогнитивные навыки и познавательные способности учащихся.Данная статья посвящается не столько раскрытию общепринятого понятия функциональной грамотности, сколько представлению обновленного видения данного понятия в условиях глобального информационного бума. Можно констатировать возникновение своеобразного противоречия между огромным количеством накопленных знаний и утратой их значения в современной жизни, т.е. важны не знания сами по себе, сколько умения находить источники информации и оперировать информацией.