Оценка влияния внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность
ВВЕДЕНИЕ
Долговая политика Российской Федерации играет значимую роль в обеспечении национальной безопасности и экономической устойчивости. Полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России. С позиции экономической безопасности изменение государственного внешнего долга в сторону его увеличения является угрозой, которая может привести к потере экономического суверенитета страны.
Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие.
Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.
Управление государственным долгом – это разработ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМ И ВНЕШНИМ ДОЛГОМ 8
1.1 Экономическая сущность государственного долга 8
1.2 Государство в роли кредитора и гаранта 13
1.3 Управление государственным долгом. Особенности регулирования для обеспечения безопасности 17
2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
2.1 Оценка внешнего долга 23
2.2 Оценка внутреннего долга 30
2.2.Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности внутреннего и внешнего долга 35
3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
3.1 Анализ экономической безопасности Российской Федерации 42
3.2 Оценка влияния государственного долга на экономическую безопасность 53
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВНУТРЕННИМ И ВНЕШНИМ ДОЛГОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 64
4.1 Направления совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации для повышения экономической безлпасности 64
4.2 Эффективность рекомендаций 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/ 10103000/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/ 12112604/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/10164072/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
4. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 01.04.2022) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/ 12181538/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
5. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/ 70684666/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12. 2021 № 390-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/ 403171045/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 05.12. 2022 № 466-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/ 405874129/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
8. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05. 2017 № 208 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/ соns_dос_LАW_216629/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
9. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW _191669/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
10. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/71937200/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 04.03.1997 № 245 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/10200014/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
12. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» от 19.03.1992 № 173 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/10104242/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
13. Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» от 16.10.1993 № 1060 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bаsе.gаrаnt.ru/10164131/. – Загл. с экрана – Яз. Рус.
14. Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных
Долговая политика является важным инструментом финансового управления государства. Она включает в себя планирование, управление и контроль долга, а также выбор источников финансирования и форм займов. Оптимальное управление долгом позволяет обеспечить финансовую устойчивость государства, минимизировать риски и обеспечить доступность финансирования для важных государственных программ и проектов. Применение прогрессивных технологий в управлении долгом позволяет повысить эффективность этого процесса и улучшить финансовые результаты государства.
Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает несколько ключевых направлений.
Во-первых, необходимо формирование бюджетной политики, которая будет определяться поставленными перед федеральным бюджетом целями. Во-вторых, важно осуществлять заимствования с учетом платежеспособности и долговой емкости федерального бюджета, а также проводить операции с государственным долгом, направленные на оптимизацию его структуры и снижение расходов на обслуживание. И, наконец, третье направление - это организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом.
Для эффективного управления структурой государственного долга в соответствии с данной стратегией необходимо систематически выбирать формы заимствований, которые соответствуют