Правовые позиции Конституционного суда РФ в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод
ВВЕДЕНИЕ
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства самостоятельно и независимо, а решения данного судебного органа являются общеобязательными на всей территории государства. Именно Конституция РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает нормы, выделяющие особую значимость решений, выявляющих проблемы правового регулирования и способы их устранения. Однако данные решения не всегда подлежат исполнению судебными органами, несмотря на их общеобязательность, что вызывает ряд проблем среди субъектов права. Неисполнение в правоприменительной сфере является следствием несовершенного механизма реализации решений Конституционного Суда и недостаточной осведомленности судей. В связи с несовершенным механизмом взаимодействия судебных органов с органами конституционного правосудия необходима оптимизация и совершенствование практики взаимодействия судов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конституционный суд РФ в механизме защиты основных прав и свобод граждан 8
1.1 Правовая природа и специфика правозащитной деятельности КС 8
1.2 Виды судебных решений Конституционного Суда Российской Федерации 12
1.3 Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации 22
Глава 2. Механизм реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации 32
2.1 Соотношение полномочий КС РФ и других судебных органов в сфере защиты основных прав и свобод граждан 32
2.2 Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в практике судов общей юрисдикции. 40
2.3 Практические проблемы исполнения решений КС РФ 52
Заключение 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные и иные официальные документы
1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. (с изм и доп.) // СЗ РФ. - 1994. - № 1. - Ст. 137.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1997. - №26. – Ст.3024.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1994. - №13. Ст. 1447.
4. Федеральный конституционный закон от 09 ноября 2020 № 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2020. - № 46. – Ст. 7196.
5. Федеральный конституционный закон от 03 ноября 2010 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 45. – Ст.5742
6. Федеральный конституционный закон от 28 декабря 2015 № 11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2017. - № 1. – Ст.2
7.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
8.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021) // "Собрание законодательства РФ". - 17.06.1996. - № 25– Ст. 2954.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021) // "Собрание законодательства РФ". - 05.06.2002. - № 1 (часть 1). – Ст. 1.
10. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Росс. газета. 2020. 25 март.
11. Закон Российской Федерации от 26 июня1992 № 3132-1 (с изм. и доп.) «О статусе судей в Российской Федерации» //Росс. газета.
Это серьёзная особенность деятельности КС РФ, который в процессе разрешения конституционных споров даёт также интерпретацию Конституции и отраслевого законодательства. В этом же постановлении КС РФ продолжил «раскрывать» юридическую силу и последствия решений, которыми даётся и выявляется конституционно-правовой смысл норм права. После вступления в силу решения КС РФ, все дела, в том числе дела, производство по которым было начато до вступления в силу данного решения, подлежат рассмотрению именно на основании выявленного в данном решение судом конституционно-правового смысла. Следовательно, придание норме какого-либо другого смысла, противоречащего данному истолкованию, свидетельствует о судебной ошибке. Основным «адресатом» таких решений являются именно правоприменительные органы, прежде всего, суды общей юрисдикции, поэтому с момента вступления в силу решени